Далеко не все случаи по отъему денег в интернете можно квалифицировать как мошенничество, в том числе деятельность блогеров, представляющихся «коучами», «консультантами», «психологами». Член ассоциации юристов России, юрист Ильяс Саидахмедов рассказал «Газете.Ru», как защитить себя в случае обмана блогером.
«Приобретая онлайн-курс у блогера, гражданин делает свой выбор самостоятельно. Далее может быть два варианта развития событий – если деньги заплачены, а никакой курс гражданину никто не провел, то это – чистое мошенничество, по ст. 159 УК РФ. Но в большинстве случаев блогеры все же курсы предоставляют, только покупатели их оценивают как «бесполезные», не наполненные реально нужной информацией. Однако это – субъективная оценка. Кто-то может счесть бесполезным свое обучение в вузе, к примеру. Поэтому вряд ли возможно привлечь к уголовной ответственности блогера за проданный курс, который покупатель счел «бесполезным», — пояснил он.
Однако попытаться вернуть деньги все же стоит, отметил юрист.
«Согласно ст. 32 ФЗ «О защите прав потребителей», потребитель может в любое время отказаться от приобретенного онлайн-курса, так как он представляет собой обычную услугу, оказанную в дистанционном формате. В заявлении о возврате денег необходимо указать причину отказа от онлайн-курса. В течение 10 дней организатор курса должен вернуть деньги, а при нарушении сроков возврата – неустойку в размере 3% от суммы долга за каждый день просрочки», — рассказал эксперт.
Но если в договоре о приобретении курса подчеркивается, что услуга считается оказанной с момента предоставления доступа к учебным материалам, то такая схема не сработает. Известны примеры из судебной практики, когда блогеры выигрывали суды, ссылаясь именно на этот пункт в договоре. Поэтому перед заключением договора необходимо его тщательно анализировать, просчитывая, к каким последствиям может привести согласие с тем или иным пунктом документа.
«Впрочем, здесь можно «зацепиться» за содержание учебных материалов и их соответствие названию курса. Например, если курс якобы призван научить созданию бизнеса с нуля, но в учебных материалах присутствуют лишь общие фразы о мотивации, нет никаких практических рекомендаций, можно заказать независимую экспертизу материалов и затем делать упор на том, что их содержание не соответствует тематике проданного курса. В этом случае можно попытаться привлечь коуча к административной ответственности за предоставление недостоверной информации в рамках рекламы (п. 1 ст. 14.3 КоАП), штраф за это для юридических лиц составляет до 500 тысяч рублей», — резюмировал он.
Ранее психолог объяснил, почему люди «ведутся» на онлайн-марафоны.