В ближайшее время, если мировые цены на нефть останутся в пределах $80–90 за баррель, стоит ждать словесных интервенций со стороны руководства США и попыток дипломатического давления на страны Ближнего Востока. К такому выводу пришел замгенерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов — его статья «Бензин — герой президентской гонки» опубликована на сайте аналитического центра «ИнфоТЭК».
Задавшись вопросом, поможет ли распродажа стратегического резерва сдержать цены на топливо в США, автор материала отмечает, что в конце 2021 года руководство страны столкнулось с проблемой — население начало возмущаться растущими ценами на бензин. Тогда Вашингтон пошел на беспрецедентную и, по мнению эксперта, бесполезную распродажу стратегического запаса «черного золота».
Сейчас в Штатах началась президентская гонка, а цены на бензин вновь принялись расти.
Александр Фролов констатирует, что в США стоимость нефти занимает порядка 50% в цене бензина (в России – около 10–15%). Любые изменения на мировом рынке «черного золота» быстро отражаются на внутреннем.
«Не удивительно, что в 2020 году бензин для американских потребителей резко подешевел, а потом – по мере восстановления мирового рынка нефти – принялся дорожать. Но для среднего американца картина выглядела следующим образом: при президенте Трампе цены на моторное топливо упали, а при Байдене – выросли», — констатирует автор.
Он подчеркивает, что роль цен на бензин в качестве внутриполитического фактора усилилась к концу 2021 года и вынудила руководство США провести интервенции на мировом рынке, используя стратегические госзапасы нефти. А с началом международного политического кризиса в 2022 году распродажу пришлось повторить.
Действие имело ограниченный эффект, отмечает Фролов. Весной 2022 года нефтяные котировки взлетели выше $120 за баррель, а летом они начали опускаться ниже $100, но причина заключалась не в успешной распродаже запасов, а в сокращении панических настроений на рынке.
В конце 2024 года в Штатах состоятся президентские выборы. Противоборствующие стороны будут использовать «бензиновый» довод, уверен эксперт, добавляя, что оставшиеся запасы при распродаже 1 млн барр/сут закончатся за календарный год. Для «подкупа» избирателя не хватит пяти-шести месяцев.
«На фоне успехов китайской дипломатии, которая стремится погасить многолетнее противостояние Саудовской Аравии и Ирана, возможно использование со стороны Соединенных Штатов и внедипломатических методов воздействия на отбившихся от рук поставщиков сырья. Ведь пока часики президентской гонки тикают, бензин для граждан США должен дешеветь. А для выполнения этой задачи хороши любые средства», — заключает Фролов.