Образовательная система устроена так, что иногда плохая или хорошая оценка ставит на ученике клеймо. Если это клеймо отличника и «гордости класса», жить с ним ребенку может быть нелегко. Это приводит к тревоге и загоняет в ловушку. Об этом «Газете.Ru» рассказала методист и директор образовательного контента онлайн-школы английского языка Novakid Эдриан Лэндри.
По словам эксперта, «синдром отличника» можно распознать в постоянном стремлении достичь высоких целей даже в ущерб самому себе. Такая психологическая особенность личности не дает людям, а особенно детям, жить спокойно и адекватно воспринимать неудачи.
«В первую очередь «синдром отличника» грозит неврозами, которые будут активизироваться перед каждой контрольной или экзаменом. Неврозы могут приводить к серьезным психосоматическим сбоям, а в сложных случаях желание доводить все до идеала перерождается в навязчивые состояния», – предостерегла Лэндри.
Кроме того, самооценка ребенка с «синдромом отличника» сильно зависит от внешних факторов и должна подпитываться постоянной похвалой. Это затрудняет существование в социуме.
«Нередко дети с таким синдромом не могут завести и друзей, ведь другим сложно общаться с тем, кто постоянно меряется успехами, и не способен радоваться успехам других, неизбежно видя в этом свое поражение. Между тем зацикливание «отличника» на результате делает невозможным и процесс получение удовольствия от любого дела. Одно дело печь пирог, вдохновенно вмешивая специи и цукаты, а другое дело все время переживать, не сгорит ли корочка и получится ли хорошее фото десерта для соцсетей», – привела пример методист.
Именно для того, чтобы все это не привело к травмам психики и даже расстройствам в будущем, важно с детства объяснять детям, что ошибаться полезно, а все, что ребенок делает – он делает для себя, а не ради одобрения окружающих.
«Приведите ребенку пример из жизни. Томас Эдисон смог изготовить первую в мире электрическую лампу с десятитысячной попытки. И он не воспринимал ни одну из них как поражение. Он говорил: «я просто нашел 10 тысяч способов, которые не работают», – заключила Лэндри.
Ранее психолог Самбурский объяснил, нужно ли говорить детям «правду» о Деде Морозе.