Клиенты «Яндекс.Еды» подали коллективный иск к сервису из-за утечки данных, произошедшей в начале марта. По информации РБК, к иску присоединились 20 заявителей, которые требуют в качестве компенсации по 100 тыс. руб.
Как рассказал «Газете.Ru» юрист Versus.legal Сергей Ковальков, у истцов есть все шансы для того, чтобы выиграть дело.
«В ходе рассмотрения дела суд должен будет установить, действительно ли Яндекс не принял необходимые и достаточные меры по защите персональных данных от утечки, а также степень вины Яндекса в допущенном нарушении. Нужно детально исследовать обстоятельства утечки: по какой причине данные попали в общий доступ, кто из сотрудников отвечал за обеспечение безопасности персональных данных. Будем надеяться, что суд не ограничится лишь формальным исследованием вопроса. Нас ждет очень интересный процесс, который, скорее всего, перейдет в вышестоящие инстанции», — считает эксперт.
В то же время, по словам Ковалькова, есть вероятность, что суд не взыщет компенсацию морального вреда в полном объеме, поскольку посчитает ее не соответствующей характеру и тяжести негативных последствий. На практике средний размер компенсации морального вреда составляет от 1 тыс. до 20 тыс. руб.
«Конечно, есть исключительные случаи. Если суд взыщет компенсацию в заявленном размере, то это может стать поводом для еще большего количества исковых заявлений против незаконной утечки персональных данных. Если утечка произошла по вине сотрудника Яндекса, который «слил» базу в открытый доступ, то Яндекс все равно будет нести ответственность за действия своего сотрудника. Однако впоследствии он сможет обратиться к нему с иском о возмещении выплаченной компенсации», — добавил юрист.
Как пояснил адвокат МКА «Клишин и партнеры» Владимир Энтин, ущерб будет взыскан только в том случае, если только он не вызван бездействием пользователей, извещенных о компрометации их персональных данных.
«Вина компании заключается а нарушении гарантии конфиденциальности переданных ей персональных данных пользователей. Это первое. Второе, если несоблюдение гарантии причинило непосредственный ущерб конкретным пользователям, компания может быть дополнительно привлечена к ответственности за причиненный ущерб», — сказал он.