Стартап ‒ бизнес, в основе которого инновационная идея, но его запуск требует много сил, а ошибки неизбежны. Основатель образовательной платформы Edvibe (ex-ProgressMe) Дмитрий Карагиоз в разговоре с «Газетой.Ru» поделился опытом, как начинающим стартаперам реализовать новаторскую идею и заработать на этом.
1. Не утопать в операционке
Начинающий предприниматель часто полагает, что самостоятельно справится с текущими вопросами (расписание, поиск новых клиентов, расчеты), но задачи растут как снежный ком. Только освободившись от операционной работы, можно увидеть точки роста бизнеса. Удачно подобранная команда и отлаженные процессы ‒ это новые возможности.
2. Собрать команду единомышленников
Команду необходимо подбирать очень тщательно. Это должны быть неравнодушные к идее люди и важно, чтобы они были специалистами своего дела. Так небольшой компании будет обеспечен уверенный рост: люди ‒ основной капитал стартапа.
3. Делегировать
Если в команде профессионалы, необходимо им доверять: поручить максимум работы сотрудникам, но контролировать исполнение поставленных задач. Тогда станет возможно не решать локальные истории, а развивать проект в целом. Делегировать — это всегда сложно, но в определенный момент необходимо сделать прыжок веры, ослабить контроль и довериться проверенным коллегам, которые могут быть более экспертны в определенной области, чем начальник.
4. Слушать своего клиента
Очень важно быть в тесной коммуникации со своими клиентами — они лучше всех тебе расскажут о потребностях рынка. Пользователи — твой главный советчик.
5. Продукт должен быть простым и понятным
Делайте простой и лаконичный дизайн. Помимо важности визуальной составляющей, всегда думайте о своих клиентах и получайте их фидбэк. Тщательно продумывайте ваш UX — если мама и бабушка разобрались в вашем продукте, значит вы на правильном пути.
6. Искать новые ниши и направления
Важно искать точки роста, смотреть на рынок с разных углов. Так, идея онлайн-школы может трансформироваться в идею образовательной онлайн-платформы, а со временем выйти на международный рынок. Не забывайте про диверсификацию вашего бизнеса — дополнительные продукты могут помочь выжить вам в случае кризисной ситуации.
7. Признавать ошибки
При реализации бизнес-проекта ошибки неизбежны, важно извлекать из них опыт (а иногда и прибыль). Если ты уже начал заниматься бизнесом и в какой-то момент что-то не получается, собирай фидбэк от своих пользователей, дорабатывай продукт и продолжай работать — это единственный путь добиться результата в бизнесе.
Ранее сообщалось, что российские стартапы работают над проектами еды с персонализированными вкусами.