Журналист, член СПЧ при президенте Марина Ахмедова в своем Telegram-канале прокомментировала разговор, который состоялся между Владимиром Путиным и режиссером Александром Сокуровым в четверг на встрече главы государства и совета.
«Сейчас СМИ пишут, что Путин поругался с Сокуровым. Это смешно. Я очевидец того, что никаких «поругался» и близко не было. При этом я не берусь приводить точные цитаты, я их не записывала, а встреча длилась больше четырех часов, все запомнить дословно невозможно. Но в общих чертах было так.
Режиссер Сокуров прочел с бумажек длинную речь. На 15 минут. Хотя каждый член совета понимает: речь не должна быть долгой, иначе другие не успеют высказать свои предложения. Но за год работы в совете я поняла, что не все уважают право других членов на слово, и Сокуров, на мой взгляд, именно к таким людям и относится.
Сначала я слушала его речь с интересом – как и речь любого члена. Люди ведь о важном говорили – о пытках в тюрьмах, о Донбассе, о кьюар-кодах, о цифровых правах, о морских млекопитающих, о сиротах, о Зуеве, о законе об иноагентах, о косатках и белухах (об этом позже расскажу) и много еще о чем. И тут в какой-то момент заговорил Сокуров.
Он рассказал про деревню, жители которой к нему обратились с просьбой помочь ее сохранить. Тут и без президента можно было решить, но дело важное… А дальше я уже не очень понимала, о чем речь, только выхватывала какие-то особенно странные куски речи. Например, когда он говорил о молодежи Северного Кавказа. <...> Я таких убогих речей там никогда не слышала. Это надо там совсем по дну поскрести, чтобы найти парочку таких гнилых людей, которые такие слова скажут. У жителей Северного Кавказа хватает разных недостатков, но они никогда не отказывались родину защищать. <...>
Слушала с изумлением – я еще не видела, чтобы в лицо президенту звучали призывы о сепаратизме. Вот, стала свидетелем. <...>
Путин ответил, что все это очень тонкие вопросы. И не надо вот так обижать людей, живущих на Кавказе. Сказал про войну, и заметил, что и он сам, и Сокуров уже не в том возрасте, чтобы идти воевать. Значит, опять молодые ребята пойдут. А кому нужна война? И разве мы не помним, какими войны бывают. <...>
Путин сказал – а есть моменты, когда стоит помолчать, о чем-то стоит говорить и говорить публично, а о чем-то можно прийти и просто поговорить в частной беседе. И это было еще мягко. Потому что действительно звучали прямые призывы к сепаратизму. Обычно люди за это получают статьи. И я не думаю, что жители наших северокавказских республик кого-то уполномочивали от их имени вести такие разговоры. Ответственности в этом не было никакой. Это на мой частный взгляд. А ответ, по-моему, со стороны Путина или здравого смысла был довольно мягким», — отметила Ахмедова.