Решение Facebook заблокировать аккаунты, проводившие исследование по дезинформации, вызвало широкий протест со стороны критиков IT-гиганта.
Социальная сеть специально ограничила доступ к аккаунтам двух исследователей из Центра кибербезопасности Политехнического института Нью-Йоркского университета, которые работают над опциональным браузерным инструментом Ad Observer. Плагин позволяет исследователям изучать, как Facebook распределяет рекламу на разных людей в зависимости от их интересов. Facebook объяснил блокировку тем, что исследователи нарушают условия предоставления услуг платформы и могут скомпрометировать конфиденциальность пользователей.
Сенаторы Эми Клобучар, Крис Кунс и Марк Уорнер раскритиковали Facebook за стремление помешать попытке энтузиастов сделать неидеальные алгоритмы соцсети и ее методы таргетинга рекламы более прозрачными, сообщает Tech Crunch. Они направили письмо генеральному директору Facebook Марку Цукербергу с просьбой дать подробное объяснение, почему компания заблокировала учетные записи исследователей.
«Мы согласны с тем, что Facebook должен защищать конфиденциальность пользователей. Однако важно, чтобы Facebook позволял заслуживающим доверия исследователям и журналистам, таким как участникам проекта Ad Observatory, проводить независимые исследования, которые помогают пролить свет на борьбу с дезинформацией», – подчеркнули сенаторы.
Сенат США давно призывает соцсеть повысить прозрачность в отношении политической рекламы и борьбы с дезинформацией. Причиной послужило распространение онлайн-платформой фейков о выборах в 2016 году.
Принцип работы рекомендательных алгоритмов Facebook до сих пор неизвестен. По мнению экспертов, одним из решений может стать законодательное регулирование рекомендательных алгоритмов. Процессы по регулированию использования таких сервисов уже реализуются в Евросоюзе, Великобритании, Китае и США.
Как сообщил в своем Telegram-канале член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин, сейчас алгоритмы можно отключить только в отечественной «ВКонтакте».
«В Facebook формально такая настройка есть, но она не работает по-настоящему. У других просто без вариантов: ешь, что дает алгоритм. Мы, в России, за право выбора. Поэтому у рекомендательных алгоритмов должен быть выключатель, доступный каждому», – подчеркнул он.
Помимо этого, Facebook испытывает значительные трудности с блокировкой деструктивной информации, такой как продажа наркотиков и призывы к суициду. Согласно обновленному антирейтингу социальных сетей, представленному Общественной Палатой РФ 5 августа 2021 года, социальная сеть занимает в России первое место по количеству противоправного контента.