Американский законопроект о санкциях против Турции противоречит духу НАТО, считают в турецком МИД. Ведомство осуждает принятое в США решение, передает Радио Sputnik.
Ранее палата представителей США почти единогласно одобрила законопроект, предусматривающий введение санкций против Турции за ее военную операцию в Сирии, а также за покупку российских систем С-400. Ограничения, согласно документу, должны коснуться банка Halkbank и высших турецких должностных лиц, включая министра обороны. Кроме того, документ предписывает предоставить конгрессу данные об активах семьи президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в США для дальнейшего обсуждения возможных действий. Далее законопроект переходит на рассмотрение сената.
Власти Турции в связи с этим решением призвали конгресс США «не использовать вопросы двухсторонних отношений для внутриполитических целей» и «принять необходимые меры, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение наших отношений».
Политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров в эфире радио Sputnik отметил, что санкции обсуждаются, несмотря на то, что ситуация уже изменилась.
«Мне кажется, это определенная инерция – ситуация уже кардинальным образом изменилась. США, когда вводят такого рода экстерриториальные санкции (санкции международного характера, но на основе внутреннего законодательства), они как раз и нарушают международное право. Надо разобраться, нарушила ли Турция международное право – и в данном случае вступают в действие дипломатические меры. То есть начинаются переговоры. И Россия как участник процесса сажает за стол переговоров курдов и Дамаск, турецкую сторону и сирийскую сторону – это нормально», – сказал Игорь Шатров.
Вашингтон же, по его мнению, на переговоры совсем не настроен: для США ситуация в Сирии – только повод, чтобы ввести санкции и решить таким образом свои проблемы.
«США, не разбираясь, увидев, что там им показалось из Вашингтона, просто вводят санкции, да еще и, как правило, распространяют их на другие страны, которые сопутствуют, на их взгляд, этому процессу. Я думаю, что в данном случае мы должны осуждать не Турцию за ее действия, а именно США за их использование своего законодательства в своих, как правило, экономических целях. Таким образом США давят на турецкую сторону. А на самом деле причина, в первую очередь, – это сотрудничество Турции с Россией», – уверен Игорь Шатров.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 9 октября объявил о начале операции «Источник мира» на севере Сирии. Однако уже через две недели остановил ее. Москва и Анкара 22 октября подписали меморандум о взаимопонимании. Там, в частности, шла речь о вводе на сирийскую сторону границы с Турцией за пределами зоны турецкой операции «Источник мира» подразделений российской военной полиции и сирийской пограничной службы.
На следующий день Минобороны Турции заявило, что Анкара не видит на данном этапе необходимости в новой операции в Сирии в связи с достижением соглашения с РФ по сирийскому урегулированию.
Кризис в отношениях Анкары и Вашингтона, впрочем, начался раньше – он был связан с поставками Турции российских систем ПВО С-400, начавшимися в середине июля. Вашингтон требовал отказаться от сделки и взамен приобрести американские комплексы Patriot, грозя задержать или вообще отменить продажу Турции новейших истребителей F-35, а также ввести санкции в соответствии с CAATSA (закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций»). Анкара отказалась идти на уступки.