Комитет Госдумы по транспорту рассмотрел проект поправок к уставу железнодорожного транспорта, изменяющих правила текущих отцепочных ремонтов (копия пояснительной записки к поправкам имеется в распоряжении «Газеты.Ru»). Цель поправок, следует из пояснительной записки, - улучшение эксплуатационной обстановки на железных дорогах и, как следствие, увеличение скорости доставки грузов.
Проект поправок разработан Минтрансом России в соответствии с Программой поддержки транспортного машиностроения, утвержденной правительством.
Программа содержит меры, направленные в том числе на повышение уровня безопасности железнодорожных грузовых перевозок, обновление парка вагонов и поддержание его в надлежащем техническом состоянии.
Настоящими поправками в железнодорожный устав Минтранс предлагает ввести ответственность владельцев за содержание вагонов в надлежащем состоянии. Кроме того, по замыслу ведомства, принятие комплекса нормативных правовых актов «должно стать мерой экономического стимулирования для приобретения новых вагонов с улучшенными характеристиками».
В пояснительной записке также говорится, что законопроект разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе и иными международными договорами.
Неисправности, из-за которых подвижной состав приходится отправлять на внеплановый ремонт, чаще возникают у старых вагонов. При этом их необходимо отцеплять от сформированного поезда, для того чтобы отправить на ближайшее ремонтное предприятие. В результате зачастую происходит сбой в движении поездов, возникает риск срыва сроков доставки грузов.
В РЖД заявили, что изменения в устав «направлены на уточнение порядка проведения операций с неисправными вагонами».
Данные поправки касаются закрепления ответственности владельцев подвижного состава за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с аварийными ситуациями из-за неисправности вагонов, считают эксперты. По сути, до сих пор такую ответственность нес либо перевозчик, либо грузоотправитель. С принятием поправок собственники вагонов разделят ответственность с грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиками и владельцами инфраструктур. А ремонтные расходы не будут перекладываться на плечи конечных потребителей.
В Программе поддержки транспортного машиностроения введение сбора за операции при отцепке вагонов сопровождается оговоркой: «с учетом недопущения необоснованного увеличения нагрузки на конечных потребителей». Таким образом, если владельцу подвижного состава придется дополнительно оплачивать расходы на отцепку, он не должен перекладывать их на грузоотправителя, корректируя при этом ставку на аренду вагона. Соответствующий мониторинг доходных ставок операторов подвижного состава и регулирование этого рынка является прерогативой Федеральной антимонопольной службы.