Сергей Дроздов, чей брат скончался в казанском отделе полиции «Юдино», направил жалобу в Европейский суд по правам человека.
Он указал, что российские власти нарушили ст. 2 и ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на жизнь и запрет бесчеловечного и унижающего достоинство обращения).
Об этом «Газете.Ru» сообщил представитель пострадавшей стороны, юрист Андрей Сучков, сотрудничающий с правозащитной организацией «Зона права».
1 февраля 2012 года заместителя директора Казанского техникума железнодорожного транспорта Павла Дроздова доставили в отдела полиции «Юдино» УМВД РФ по Казани.
По данным следствия, пять полицейских зашли в камеру, нанесли мужчине удары и, надев наручники, связали его в позе «ласточка».
«В такой позе у человека происходит растяжение связок суставов рук и ног, оказывается давление на позвоночник, что причиняет сильную физическую боль, — отметил правозащитник Андрей Сучков. — Данный вид пыток широко распространен в полиции России, поскольку не оставляет телесных повреждений».
Вскоре Павел Дроздов, будучи связанным, умер. Видеозапись последних минут жизни мужчины, на которой запечатлено рукоприкладство полицейских, доступна для просмотра в интернете.
Лишь через восемь месяцев правозащитники добились возбуждения уголовного дела по статье «Превышение должностных полномочий с применением насилия». Оно находилось в производстве отделения по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов, третьего следственного управления (с дислокацией в Нижнем Новгороде) ГСУ СКР.
В результате следователи пришли к выводу, что «невозможно доказать, что связывание причинило задержанному сильную физическую боль».
«Связывание в позе «ласточки» не предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами, и в этой части полицейские допустили превышение своих полномочий, однако полицейские не желали причинить физическую боль Павлу Дроздову или унизить его человеческое достоинство», — написано в постановлении о прекращении уголовного дела.
По словам юриста Андрея Сучкова, пятилетняя волокита следствия, четыре постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, три постановления о прекращении уголовного дела, которые последовательно были признаны судом незаконными и необоснованными, свидетельствуют о неэффективности правовой защиты нарушенных прав на национальном уровне.