Директор Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов России Владимир Назаров в авторской колонке на портале Economy Times раскритиковал ЕГЭ и призвал использовать иностранный опыт для реформирования российского образования.
«Приведу пример канадской системы, где практически все образование платное: часть денег студент должен заплатить сам, часть обучения субсидируется со стороны государства, иногда очень щедро. В частности, медики субсидируются практически полностью, а экономисты практически не субсидируются. И это, на мой взгляд, абсолютно разумный подход, к этому и надо идти. Обучение специальностям, которые нужны государственному сектору экономики, должны субсидироваться государством. Но хотя бы копеечку человек должен внести сам. А если он не может, но считается очень перспективным, его должны поддерживать специальные общественные фонды», — отмечает Назаров.
При этом эксперт предлагает полностью отказаться, например, от государственных субсидий на обучение экономистов.
«Образование для экономистов и юристов я бы сделал платным буквально с 1 января на 100%, 0 бюджетных мест. Прекрасный способ существенно сэкономить», — призывает эксперт.
Система ЕГЭ, по мнению Назарова, полностью недееспособна и противоречит логике постиндустриального общества.
«Что касается ЕГЭ, то лично у меня очень отрицательное отношение, я считаю, что это просто издевательство над системой образования. Сам смысл единого госэкзамена противоречит логике постиндустриального общества, это инструмент для индустриального общества, он из прошлого. Но достаточно ли будет одних элементов платности для того, чтобы уйти от ЕГЭ, неизвестно», — отмечает Назаров.
По мнению эксперта, продуманная система образования должна иметь древовидную структуру со множеством курсов на выбор и уровней, а переход с одного уровня на другой должен быть доступен в течение любого отрезка времени. Так, чтобы всю систему можно было бы пройти очень быстро, за 3–4 года, но и при необходимости делать перерывы, работать, заниматься чем-то другим, потом вновь возвращаться к обучению.