Снегоуборщик Владимир Мартыненко фактически заблудился на летном поле аэропорта Внуково и не понимал, где находится, перед тем, как с его снегоуборочной машиной столкнулся при взлете самолет главы нефтяной корпорации Total Кристофа де Маржери, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в авиационных кругах.
По словам источника, к соответствующим выводам пришла летная подкомиссия, занимавшаяся расследованием причин авиакатастрофы, в результате которой в октябре прошлого года погибли четыре человека.
Как сообщил источник, во время изучения всех обстоятельств инцидента экспертам удалось практически посекундно восстановить хронологию событий, приведших к крушению воздушного судна.
Так, вечером 20 октября группа из трех спецмашин и пикапа Ford, в котором с водителем находился руководивший уборщиками начальник смены Владимир Леденев, работала на летном поле и очищала его от снега. Одна из машин вышла из строя и двинулась на ремонт в сопровождении Леденева. В результате этого две других спецмашины, одной из которых управлял Мартыненко, временно остались без присмотра, продолжая заниматься чисткой от снега одной из рулежных дорожек, — это является нарушением правил аэропорта Внуково.
Как сообщил источник, спустя несколько минут машина с начальником смены вернулась к двум оставшимся снегоуборщикам. После этого три машины выехали в торцевую часть взлетно-посадочной полосы номер 2 (ВПП-2), не согласовав это с диспетчерами, где один из водителей заметил сломанный сигнальный фонарь полосы. Вскоре на место прибыли вызванные мастера, которые забрали фонарь и установили, что все остальные фонари горят и поломка не влияет на безопасность полетов.
В это время экипаж самолета Falcon начал подготовку к взлету и приближался к месту старта, а спецтехника продолжила движение. Как отмечается, при этом Мартыненко повел себя странно, повернув не в ту сторону во время разворота колонны и отстав от второго спецавтомобиля и пикапа начальника. Он остановил машину и продолжил движение в другом направлении. Мартыненко доехал до ВПП-1, где он вообще не должен был находиться, пересек ее без запроса у диспетчера и поехал дальше. В течение трех минут начальник смены не замечал отсутствия одной из спецмашин.
Специалисты полагают, что Леденев мог потерять бдительность, поскольку был пьян: спустя несколько часов после крушения самолета в его крови было обнаружено 0,19 мг/л алкоголя. Кроме того, в ходе проверки выяснилось, что перед крушением он на протяжении часа не связывался с диспетчерами, хотя, согласно нормативам, должен был делать это каждые 15 минут.
В это время Мартыненко понял, что едет не туда, остановился, постоял почти две минуты, развернулся и поехал обратно к ВПП-1 и, выехав на нее, снова остановился — прямо на пути начавшего разбег самолета. Как отмечается, пилоты Falcon в этой ситуации уже ничего не могли сделать, поскольку заметили грузовик лишь за несколько секунд до столкновения. Во время отрыва от земли, самолет врезался в снегоуборщик правой стойкой и правым крылом, после чего перевернулся и рухнул на землю.
Эксперты сделали вывод, что водитель машины фактически заблудился на летном поле во время разворота колонны. Он попытался самостоятельно догнать ее, однако поехал не за ней, а за машиной электриков, которые приехали осматривать поврежденный сигнальный фонарь. Поняв ошибку, Мартыненко развернулся и, двинувшись в обратном направлении, выехал наперерез воздушному судну. В крови водителя через два часа было обнаружено содержание алкоголя в объеме 0,62 мг/л.
Карта движения снегоуборщика, нарисованная им в ходе расследования, абсолютно противоречит реальным перемещениям Мартыненко по летному полю. Это подтверждает версию о потере ориентировки в пространстве.
Во время проверки также выяснилось, что водители спецтранспорта проходили обязательный медосмотр в аэропорту только перед началом работы. По окончании работы распоряжением главврача проверка проводилась лишь «по необходимости», что, скорее всего, и дало возможность Мартыненко употребить спиртное.
20 января Россия передала Франции копии материалов дела о гибели главы Total.