Следственный комитет России решил закрыть уголовное дело о смерти юриста Сергея Магнитского в СИЗО «Матросская Тишина» в ноябре 2009 года. Об этом сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на источники, позже информация появилась на сайте Следственного комитета России.
В СК заявляют, что уголовное преследование Магнитского осуществлялось в «установленном законом порядке», на него не оказывалось давления, к нему не применялось физическое насилие или пытки.
«Мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении Магнитского избиралась в соответствии с нормами закона и при наличии достаточных на то оснований», — говорится в сообщении следователей.
По заключению судебно-медицинских экспертов, смерть Магнитского наступила от острой сердечной недостаточности, отека мозга и легких с острыми кровоизлияниями, развившимися в связи с фибрилляцией желудочков сердца, в результате осложнения имевшихся у него двух основных конкурирующих заболеваний: вторичной дисметаболической кардиомиопатии на фоне сахарного диабета и хронического активного гепатита, заявили в СК.
Таким образом, следователи не установили «объективных данных о совершении в отношении Сергея Магнитского преступлений», в связи с чем приняли решение о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления.
О том, что Магнитский, заявивший о коррупции в российских госорганах, «умер от сердечного приступа, а не от пыток», в ходе большой пресс-конференции говорил Владимир Путин. Эти слова вызвали большой резонанс у общественности, а впоследствии стали и поводом к скандалу: мультипликатор Юрий Норштейн, выступавший на церемонии вручения премии имени Владимира Высоцкого «Своя колея», прокомментировал заявление президента, сказав, что Магнитский умер от «сердечной недостаточности» самого Путина.
Дело о гибели юриста было возбуждено вскоре после его гибели в СИЗО в 2009 году. В 2012 году два главных подозреваемых — врач санчасти «Бутырок» Лариса Литвинова и замначальника Дмитрий Кратов — были оправданы, в их действиях не нашли состава преступления. Других обвиняемых в ходе этого длившегося более трех лет расследования так и не появилось.
Магнитского судили посмертно, а в феврале 2013 года против него выдвинули новое обвинение: МВД заподозрило его в разработке мошеннических схем для покупки акций «Газпрома», связав это с деятельностью фонда Hermitage Capital Management под управлением Уильяма Браудера, на которого работал юрист.
Коллеги и родственники Магнитского уверены, что арест и смерть юриста связаны с его профессиональной деятельностью.