С 1 сентября вступил в силу новый закон, который предусматривает обязательную подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка. Законом № 351 «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» вводится обязательная психолого-педагогическая и правовая подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Как заявляют чиновники, одна из главных задач так называемых «школ приемных родителей» — решение проблемы отказов от усыновленных детей. «В настоящее время в России в среднем в год усыновляют около 500 тысяч детей, а число отказов составляет почти 10%, например, в 2011 году приемных родители или опекуны отказались от 4692 детей, — заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь вице-премьера правительства по социальным вопросам Ольги Голодец Алексей Левченко. — При этом проблема отказа крайне серьезна, так как повторное усыновление такого ребенка, часто уже достаточно взрослого, по статистике крайне маловероятно. Чтобы минимизировать число подобных случаев, было введено обязательное требование о серьезной психологической и педагогической подготовке будущих приемных родителей, которое начнет действовать с 1 сентября». По его словам, опыт существования подобных школ в некоторых регионах «показал, что число отказов реально снижается в два и более раза».
За организацию этих школ и курсов отвечают региональные органы опеки и попечительства на местах. Они могут организовать их сами, а могут привлечь сторонние организации. Специальной лицензии для проведения подготовительной программы в этом случае не требуется, органы опеки должны лишь проверять соответствие содержания программы установленным требованиям. Для будущие приемных родителей эти курсы будут бесплатными, деньги на них выделяются из регионального бюджета.
Школы приемных родителей действовали и раньше (сейчас в России их около 600), но обучение в них не было обязательным. С мая этого года вступила в силу разработанная Минобрнауки программа для школ приемных родителей, которая носила рекомендательный характер. «Программа рассчитана на 80 часов. Специалисты ее критикуют, но почему-то московские школы приемных родителей взяли под козырек и многие ввели ее. Хотя мы занимались по своей собственной программе», — пояснил «Газете.Ru» руководитель Школы приемных родителей на базе благотворительного фонда «Семья» Михаил Пименов. По новому закону образовательную программу для обязательного родительского просвещения должен утверждать субъект – то есть региональное министерство образования (а в случае с Москвой – департамент образования). «Но мы пока не получили от них никаких инструкций», — говорит Михаил Пименов.
Те потенциальные родители, которые ранее прослушали курс и получили сертификаты, теперь должны будут заново проходить обучение, чтобы получить документ о том, что это было сделано после 1 сентября 2012 года. «Нужно обязательно пройти курсы и получить сертификат, тем, кто этого не сделал, может быть отказано в праве стать усыновителем», — сообщили «Газете.Ru» в отделе опеки и попечительства района Аэропорт. От курсов освобождаются только близкие родственники усыновляемых, а также те, кто уже являются усыновителями или опекунами.
Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович согласен, что сам по себе процесс обучения имеет положительный аспект и помогает сделать осознанный выбор. «Опыт школ приемных родителей в Москве основном позитивный: 20% людей, которые ходили на подготовку, в процессе отказывалось от идеи взять ребенка в семью. И только на первый взгляд кажется, что это плохо, на самом деле еще хуже, когда берут, а потом отказываются. Занятия с профессионалами позволяют прояснить многие психологические и юридические аспекты, люди которые только готовятся к этому шагу, могут пообщаться с теми, у кого уже есть опыт, и в этом есть положительные моменты», — говорит он. Но Бунимовича смущает факт, что закон явно недоработан. «Мне не нравится то, что это декларация намерений, а так же отсутствие внятных подзаконных актов, программ и методик. Каждый субъект будет разрабатывать программу курсов в силу своего опыта и возможностей. А кто это будет реализовывать? Нужна какая-то аккредитация для структур, которые будут этим заниматься», — говорит он. На данном этапе экспертов беспокоит как раз недостаточное количество школ для приемных родителей. «Сегодня день нет столько специалистов, чтобы готовить будущих приемных родителей и опекунов на местах.
В северных отдаленных районах или на Дальнем Востоке их практически нет, говорят эксперты. Пока нет и механизмов, позволяющих осуществлять подготовку дистанционными методами. Поэтому пока что непонятно, как будут соблюдать закон люди, живущие в отдаленных областях, которые хотели бы взять детей в свою семью», — рассказал Михаил Пименов. По словам руководителя школы приемных родителей, процесс усыновления и опеки вообще может застопориться, потому что нет бланков документов государственного образца о прохождении курсов. «Как давать детей, если нет документов государственного образца о прохождении обучения. Органы опеки просто физически не смогут выдать это заключение», — говорит он.
Впрочем, судя по всему, соответствующие документы, а также рекомендации по формированию программы должны в скором времени появиться, хоть и с опозданием. На сайте Минобрнауки в начале этой недели было размещено письмо за подписью замминистра Игоря Реморенко, в котором сообщается, что приказ № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» был подписан 20 августа 2012 года. Рекомендации, прописанные в документе, тоже носят рамочный характер и не предусматривают четких единых требований к программам обучения. Сейчас документ находится на регистрации в Минюсте и вступит в законную силу только после того, как его утвердит ведомство, и затем он будет опубликован в «Российской газете».