Конституционный суд России по обращению Натальи Магнитской — матери скончавшегося в СИЗО юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского — пояснил свое постановление, касающееся уголовного преследования умерших. Определение суда опубликовано на его сайте.
В ответ на обращение Магнитской Конституционный суд разъяснил свое постановление от 14 июля прошлого года по делу о резонансном ДТП на Ленинском проспекте. Тогда суд признал не соответствующими Конституции нормы Уголовно-процессуального кодекса России, позволяющие закрывать уголовное дело в связи со смертью подозреваемого без согласия его близких родственников, настаивающих на реабилитации умерших.
Наталья Магнитская просила разъяснить, вправе ли следствие по собственной инициативе возобновить производство по делу, которое было прекращено в связи со смертью подозреваемого, не с целью реабилитации, а с целью доказать его виновность, и возможно ли продолжение расследования, если близкие родственники возражают против него.
В определении Конституционного суда поясняется, что рассмотреть по существу ходатайство Магнитской не представляется возможным: заявительница не имеет права на обращение в суд за разъяснением этого постановления, так как она не являлась участницей судебного процесса, по результатам которого оно было принято. Судьи отметили, что высказанные ими правовые позиции достаточно ясны и не требуют дополнительного истолкования.
В то же время в тексте определения напоминается о необходимости продолжения производства по уголовному делу в отношении умершего подозреваемого или обвиняемого, если близкие родственники возражают против прекращения дела. Когда такие возражения родственниками не заявлены, продолжение производства по уголовному делу возможно, только если это необходимо для реабилитации умершего. Правовые позиции Конституционного суда не могут быть основанием для производства по уголовному делу, если оно не направлено на реабилитацию умершего подозреваемого или обвиняемого, подчеркивается в определении.
Позже в понедельник в следственном департаменте МВД России «Интерфаксу» сообщили, что уголовное дело в отношении главы фонда Hermitage Уильяма Браудера и Сергея Магнитского о неуплате налогов будет передано в суд. «Уголовное дело будет передано в суд независимо от того, будет с ним знакомиться защита Магнитского, или нет», — добавили там.
«Возбудив дело, прокуратура должна была прекратить его по реабилитирующим основаниям, то есть в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, — сказал «Газете.Ru» адвокат Магнитского Дмитрий Харитонов. — Примерно так же происходили события, когда реабилитировали жертв сталинских репрессий — там тоже ни у кого не спрашивали, возобновляли, проверяли и закрывали по реабилитирующим признакам. Прокуратура не может возобновить дело без просьбы родственников, а если они его возобновили по собственной инициативе, то только для реабилитации».
Адвокат матери Магнитского Николай Горохов подтвердил «Газете.Ru», что дело было возобновлено с целью реабилитации.
Ранее сообщалось, что замгенпрокурора Виктор Гринь при возобновлении уголовного дела в отношении Магнитского руководствовался многочисленными жалобами, а также интервью матери Магнитского, в которых они выражали желание последующей реабилитации умершего, передал «Интерфакс».
Сергей Магнитский умер в московском следственном изоляторе 16 ноября 2009 года. Коллеги юриста сообщали, что он был арестован после того, как вскрыл коррупционные схемы, к которым причастны некоторые российские чиновники.
В этом году против покойного Магнитского было возобновлено уголовное дело о неуплате налогов.
Ранее в понедельник Следственный комитет прекратил уголовное дело в отношении врача «Бутырки» Ларисы Литвиновой, которая обвинялась в недостаточном оказании медицинской помощи Сергею Магнитскому. Дело прекращено в связи с истечением срока давности.
Бывший медик «Бутырки» Лариса Литвинова была одним из двух обвиняемых в смерти Сергея Магнитского. Уголовное дело в отношении экс-врача «Бутырки» было возбуждено в июле 2011 года, спустя 20 месяцев после кончины юриста в СИЗО «Матросская Тишина»: он умер в ноябре 2009 года – по официальной версии, от «сердечной недостаточности». Литвинову обвиняли в «причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей». Другим фигурантом дела был коллега Литвиновой по медчасти «Бутырки» Дмитрий Кратов: его обвиняют в «халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека» (ч. 2 ст. 293 УК РФ). В его отношении уголовное дело не прекращено.