Родители московских первоклассников предпочитают отдавать детей в школы, расположенные рядом с домом. Об этом сообщил во вторник на заседании столичного правительства, подведшего предварительные итоги зачисления детей в первые классы, руководитель департамента образования Исаак Калина. По его словам, в этом году в ходе проведенной впервые электронной записи первоклассников, была предоставлена возможность выбрать три школы: одну по месту жительства и еще две в любом месте Москвы. При этом, около 41 тыс. заявлений было подано в две школы, 10 тыс. — в три, и более 26 тыс. родителей подали заявление только в одну, закрепленную за их домом школу. Отдать своих детей в школы, относящиеся к другим округам, пожелали только 7 тыс. москвичей – это 10% из числа подавших заявления через интернет 77,4 тыс. семей первоклассников.
Таким образом, подытожил руководитель департамента, родители первоклассников «оказались здравомыслящими и постарались найти подходящую школу рядом с домом», а прошлогодний ажиотаж вокруг дефицита мест был вызван искусственно. (В прошлом году родители по ночам дежурили у школ, а зачисление детей сопровождалось скандалами).
При этом Калина напомнил, что 82 школы не смогли набрать ни одного первого класса, то есть 25 человек. В 720 школ было подано более 100 заявлений, в 32 — более 200 (это крупные школы, которые, как правило, столько детей и принимают). Рейтинг школ, составленный родителями будущих первоклассников, практически совпал с рейтингом, который департамента образования, полученным по учебным результатам, отметил чиновник. «Мы предполагали заранее, к каким школам будет проявлен наибольший интерес, и начали подыскивать им дополнительные помещения, — рассказал он. — К счастью, сегодня у московских семей все меньше нужды искать школу далеко от дома».
Оставшимся без первоклассников школам, скорее всего, предстоит реорганизация. Впрочем, по словам Калины, юридически это будет касаться только директоров двух школ – непопулярной и более успешной, к которой она будет присоединена. «Реорганизация подразумевает под собой смену руководства, усиление структуры управления и незначительную ротацию кадров, — пояснил чиновник. – Дети географически останутся в том же месте». Руководитель департамента привел в пример лишившуюся в прошлом году аккредитации из-за низких результатов контрольных работ школу №874, в которой перечисленные меры (в том числе, объединение с школой №97) помогли улучшить качество учебного процесса.
При этом, отметил Калина, «не будут приниматься фронтальные решения». «Будет проведен анализ ситуации в каждой конкретной школе. Например, новые школы в строящихся микрорайонах объективно не могут набрать учеников, так как дома еще не заселены», — отметил он. Кроме того, на объединение школ должно быть получено согласие педколлектива, рассказал чиновник. На сегодняшний день, желание присоединиться к более успешным высказали 25 школ.
По словам председателя комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике Виктора Круглякова, объединение сильных и отстающих школ будет проводиться по географическому принципу, однако есть успешные примеры функционирования школ, имеющих учебные здания на расстоянии в десятках километров друг от друга. «Работая до избрания в Думу руководителем областного управления департамента образования, я решился на объединение школ, одна из которых находится в Сокольниках, а другая – в Вешняках. Сейчас это одна из наиболее успешных школ города, — рассказал депутат. – А у лидирующей в родительском рейтинге школы Рачевского (Центр образования № 548 в Царицыно, директор Ефим Рачевский) вообще 9 зданий».