Суд Хатлонской области Таджикистана отклонил жалобу российского и эстонского летчиков Владимира Садовничего и Алексея Руденко, которые прошлой осенью оказались в центре скандала между Душанбе и Москвой.
«Ответ от суда был получен в ответ надзорную жалобу от 21 февраля 2012 года с требованием о полном оправдании летчиков», — сообщил в среду РИА «Новости» по телефону адвокат летчиков Гулом Бобоев.
Летчики российской авиакомпании Садовничий и Руденко были арестованы в Таджикистане прошлой осенью, власти обвинили их в незаконном пересечении границы, контрабанде и нарушении правил международных перевозок. В ноябре пилоты были приговорены к восьми с поовиной годам заключения.
После сообщений в российских СМИ о летчиках на их судьбу обратил внимание Кремль, потребовав от Душанбе освободить их. 10 ноября президент России Дмитрий Медведев заявил, что против Душанбе будут принят «асимметричные» меры, после чего у трудовых мигрантов из Таджикистана начались проблемы с получением разрешений на работу, а таджикская община сообщала о массовом вывозе своих сограждан российскими властями со строек в Москве. Спустя неделю суд в Таджикистане пересмотрел приговор: летчики получили гораздо меньшие сроки и были выпущены на свободу по амнистии.
Оппозиция в Таджикистане предполагает, что процесс против летчиков российской компании в Таджикистане и переговоры с Москвой были тесно связаны с делом Рустама Хукумова – сына одного из самых влиятельных таджикских чиновников, приходящегося родственником президенту Таджикистана Эмомали Рахмону. В прошлом году Хукумов был приговорен в Подмосковье к длительному сроку по делу о распространении наркотиков. Но после скандала с Садовничим и Руденко с их последующим освобождением Московский областной суд постановил, что причастность Хукумова к торговле наркотиками на самом деле не была доказана, и принял решение об отмене вынесенного ранее обвинительного приговора.
Через неделю после того, как стало известно об освобождении Хукумова, в Москве был тяжело ранен таджикский оппозиционер Дододжон Атовуллоев, который одним из первых заявил, что арест в Таджикистане двух летчиков российской компании был местью России со стороны президента Рахмона за приговор своему родственнику, перевозившему наркотики.