БАМ строил весь Советский Союз и российские регионы.
В 1974 году Москва отправила в Тынду первых 606 комсомольцев — делегатов 17-го съезда ВЛКСМ, уезжавших на БАМ прямо из Кремлевского дворца съездов. Москва шефствовала над БАМом 15 лет, и в Тынде появились микрорайон Сокольники, кафе «Арбат», Мосфильмовская улица. Высотки в 9 и 16 этажей. Первую высотку, говорят, возвели за месяц и 10 дней.
Идешь по Московскому бульвару в Тынде и выходишь в тайгу.
Идешь по улице Московских Строителей и попадаешь не на берег Яузы, а на берег Тынды, притока Амура. Отсюда до китайской границы менее тысячи километров, а до Москвы — почти семь тысяч.
Стопроцентный перенос в атмосферу ударных строек и комсомольских съездов обеспечивает Музей истории БАМа. Здесь 42,5 тыс. экспонатов и восемь залов, в их числе «Строительство БАМа в 1970-е годы», «Эвенки», «История Тынды», «Природа зоны БАМ», но самый популярный зал — «БАМлаг», утверждает хранительница музея Нина Полетаева.
Больше всего вопросов задают про Главное управление лагерей, про заключенных, про репрессии. И российские туристы этим интересуются — за год их бывает здесь не менее 15 тыс. человек, и иностранцы: немцы, поляки, американцы…
В прошлом году музей посетило более 300 иностранцев.
— Фотографируют карты они у нас. Очень любят.
— Это же шпионы просто…
— Ну, как бы, между строк, мы тоже так думаем, но там ничего такого стратегического нет у нас. Поэтому пусть себе фотографируют, — говорит Полетаева.
Вместе с нами в музее на экскурсии были четверо немцев, они терпеливо слушали и экскурсовода, и переводчика.
Впечатляют выставленные в музее символические ключи от БАМа — их вручали во время стыковок железнодорожных путей.
— Самый тяжелый наш, самый большой экспонат — «Бочка Диогена». В 1976-м Волоколамский завод в качестве эксперимента прислал на БАМ девять экспериментальных цистерн, жилых цистерн. Они были окрашены в малиновый цвет, — рассказывает экскурсовод.
Длина бочки 10 метров, диаметр 3,20. Устроена она так: жесть — пенопласт — жесть. Использовались бочки в качестве общежития на четыре человека.
Место в железной общаге давали только самым ценным молодым специалистам, прибывшим на стройку.
Там они и жили, пока не получали более комфортное жилье. Внутри бочка, конечно, пугает своим аскетизмом. Но советские люди строили БАМ, как известно, за идею, а не жилые квадраты.
— Строилась Тында очень быстро. Приезжал хороший специалист — он без жилья не оставался. Квартиры давали. Целая улица состояла из этих бочек. В народе эту улицу называли улицей Диогенов, сейчас на этом месте гостиница «Юность», — добавляет экскурсовод.
Люди до сих пор несут в музей экспонаты, документы той эпохи. Не так давно бамовский водитель Курочкин принес вырезки из старых газет с заметками о себе и фотографии. На одной из них он сфотографирован у знамени Победы в Москве. Как передовик производства.
Несут документы, фото, фонари, инструмент, коммутаторы, швейные и стиральные машинки даже. В экспонатах числится мотоцикл «Иж». Говорят, что про стройку бамовскую все всё знают, а про быт, обычную жизнь рядовых стройотрядовцев, инженеров, путейщиков — маловато.
Летом в музей был передан «сросток кристаллов дымчатого кварца», морион размером чуть ли не с трехлитровый чайник. Он был найден в Тындинском районе, в зоне БАМа. Его обнаружили после взрывных работ в карьере. Нашел кристалл Вадим Вадимович Иванов — водитель вахтового автомобиля ГДК «Одолго». В это время в музее готовилась тематическая выставка «Притяжение камня», и Вадим Вадимович откликнулся на просьбу передать образец во временное пользование. А потом на семейном совете семья решила подарить чудо-кристалл музею.
В год музей организует до 30 передвижных выставок. Одна из недавних — фотовыставка «Наводнения на Амуре с 1872 года по 2013-й».
По архивным данным, единовременно на БАМе на всем протяжении пути в 3,5 тыс. км от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре работало 70 тыс. человек.
Жизнь здесь била ключом в 70–80-е годы прошлого века. Сейчас Тында остепенилась, строители уехали. БАМ стал объектом эксплуатации, оказывающим услуги по перевозке населения и грузов. Но планы РЖД по прокладке вторых путей, похоже, способны вернуть Тынде вторую молодость.