Десять тоннелей и Чертов мост
Поезд Москва — Нерюнгри доставил нас на станцию Окусикан к вечеру, когда солнце уже было готово спрятаться за соседнюю сопку. Мы сразу поняли, что оказались в пиковой точке нашего путешествия на БАМе — возле Северомуйского тоннеля.
Подходящих слов для описания этого места нет. Сурово, мощно. Полное ощущение того, что природа здесь так и осталась непокоренной. Места освоенные, но непокоренные. Полуголые скалы с жидкими березами и лиственницами обрамляют котловину. На дне каменный фасад с гигантскими воротами — въезд в тоннель. Над тоннелем — объездная дорога на раскосых подпорках. Это временный объезд горы. Народное название — Чертов мост. Смотрится и вправду жутковато. Сначала по нему пускали только товарняки. Состав расцепляли на несколько групп вагонов и толкали их в гору. Уклон местами достигает 40 м на 1000 м.
Позже по объезду пустили и пассажирские составы, но пассажиров здесь высаживали. Перед объездом всех пассажиров выводили из вагонов и отвозили на автомобилях к конечной точке объезда. После чего можно было снова садиться по вагонам, если со страху не пропало желание, и продолжать путь. Как уверяют железнодорожники, несмотря на весьма экстремальный вид обходной дороги, сейчас езда по ней не представляет опасности.
Больше чем Сочи
В границах Северобайкальского региона четыре мысовых тоннеля, а также Байкальский, Северомуйский, Кодарский тоннели. И еще три подковообразных тоннеля на обходном пути.
— Десять тоннелей в границах одного только региона. Максимальная концентрация тоннелей именно здесь. С этим местом может только Северо-Кавказская железная дорога поспорить, в районе Сочи, а по протяженности местным тоннелям нет равных, — говорит Александр Мухин, возглавляющий один из эксплуатационных участков при Северомуйском тоннеле.
Вход на территорию, прилегающую к Северомуйскому тоннелю, только по пропуску, с предъявлением паспорта. Тоннель обнесен «колючкой» и охраняется почти так же строго, как госграница, ворота тоннеля открываются только на время пропуска состава.
— Вооруженная охрана, система видеонаблюдения. Картинка передается в Северобайкальск, Иркутск и Москву. Видеозапись хранится 128 лет, — шутит сопровождавший нас представитель РЖД Роман Ринчинов.
Рядом с тоннелем невысокий монумент из красного гранита с гигантским символом российской государственности. Такой не потерялся бы даже на Красной площади. Монумент в честь открытия тоннеля и дань памяти павшим при его строительстве. Тоннель уходит в гору на 15 с лишним км и за время его строительства, а на это ушло, между прочим, 26 лет, своими жизнями поплатились 57 человек.
Введение тоннеля в эксплуатацию позволило сократить время преодоления Северо-Муйского хребта по железной дороге почти в восемь раз: с двух часов до 16 минут 40 секунд. Только после сдачи тоннеля БАМ стал полноценной магистралью. Это произошло в 2003 году.
Суровая мечта
Человек-легенда Ефим Басин, экс-начальник «Главбамстроя», называет Северомуйский тоннель самым сложным участком БАМа. Тоннель проходит по тектоническому разлому, из которого постоянно вытекает горячая (до 70 градусов) вода. Здесь случаются землетрясения силой до 10 баллов. В тоннеле повышенный радиационный фон. Букет таких характеристик привлекает туристов-экстремалов, совершающих многодневные походы по Северомуйскому хребту, имеющему ледник.
Причем героизм путешественников, ночующих в палатках на скалах, может легко ощутить любой пассажир, просто даже вышедший покурить на любой из местных станций. Мириады мошки, плодящейся в окрестных болотах, окутывают сопки. Находиться здесь можно только при условии, что в руке у тебя ветка, которой нужно беспрестанно обмахиваться. Чуть замедлил темп работы опахала, и мошка набьется в нос или в рот.
— А я здесь родился, — выложил сразу козырный аргумент Александр Мухин.
Спрашиваем Мухина, есть ли у него ощущение, что бамовская мечта о лучшем будущем реализовалась.
— Конечно, реализовалась! Ничего себе, конечно, да! Столько труда было вложено. Это все начало работать. Потихонечку, потихонечку. С запуском тоннелей это вообще все пошло вперед и вперед, — говорит Мухин.
БАМ и железнодорожная отрасль в целом продолжают активно развиваться, несмотря на непростую экономическую ситуацию, считает и руководство страны.
«Строятся станции и вокзалы, пути, мосты и туннели, совершенствуется придорожная инфраструктура, появляются удобные маршруты и пересадочные узлы. На линии выходят современные поезда, оборудованные по последнему слову науки и техники», — отметил премьер Дмитрий Медведев, поздравляя железнодорожников с профессиональным праздником.
Моральная поддержка корреспондентам тоже не помешала бы. Причем еще до выезда на БАМ. Дело в том, что в командировочном плане напротив пункта Окусикан значилось: ночевка на тоннельной дистанции пути. Поначалу мы решили, что придется брать спальный мешок, примус, лапшу китайскую и ночевать в тоннеле, на рельсах.
Но обошлось без экстрима. Оказалось, что ночевка и бытовые условия рядом с самым длинным в России входом в адскую гору здесь даже лучше, чем в некоторых отелях. Вообще коммунально-бытовая часть жизни бамовцев, квартирный вопрос, проблемы снабжения и питания давно просятся в наш репортаж. И мы не будем сопротивляться. Расскажем об этом в следующей публикации.