Снизить число контрольных
Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки совместно с Минпросвещения и органами исполнительной власти субъектов РФ надлежит снизить количество проверочных и контрольных работах в общеобразовательных организациях, распорядился президент.
Процесс должен проводиться с учетом необходимости обеспечения методически обоснованного режима контроля знаний и актуальности задач мониторинга качества образования, говорится в поручении.
Кроме того, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с Минпросвещения и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки будет необходимо проанализировать фактический объем учебной и внеучебной нагрузки обучающихся по основным общеобразовательным программам. Они должны учесть реальные временные затраты на выполнение домашних заданий и тех, которые выполняются в школах, исходя из необходимости сохранения здоровья учеников. Ответственные должны выработать меры по оптимизации этих процессов.
В России, напомним, по инициативе руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева в апреле этого года была создана рабочая группа по оптимизации количества контрольных работ в школах; до этого с инициативой снизить их число выступал первый зампред Комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин. Ее цель — выработать общие рекомендации по числу проверочных на основании интересов системы образования, а также физиологических, психологических возможностей и потребностей школьников.
Так, ведомство выяснило, что количество контрольных, проверочных и других диагностических и самостоятельных работ в школах (были изучены программы 7 класса) от общего числа запланированных уроков по разным предметам в среднем составляют 14-18,6%. На основании этих данных в августе должен был быть создан общий регламент для российских школ, чтобы ограничить их количество и снизить нагрузку на учеников и учителей, а также снять обеспокоенность родителей.
«Учитель года»
Владимир Путин также поручил правительству совместно с комиссией Государственного Совета по направлению «Образование» обеспечить широкое освещение конкурса «Учитель года», в том числе с использованием телевизионных шоу и внедрением креативных подходов к его трансляции на общероссийском обязательном общедоступном канале.
Будет увеличено число получателей премий.
Всероссийский конкурс ежегодно проводится Минобрнауки, Общероссийским профсоюзом образования и «Учительской газетой». У проекта есть собственный сайт с архивом от 1997 года. Президент ранее уже выступал с инициативой изменить концепцию конкурса, в том числе сделать акцент на широком освещении его в СМИ.
«Это ведь такая интересная сфера деятельности, такая разнообразная. Это можно сделать как реалити-шоу в течение всего года», — говорил Путин в марте 2021-го.
Убрать «образовательную услугу»
Правительство и Госсовет должны будут рассмотреть вопрос об исключении из законодательства понятия «образовательная услуга» — так сейчас обозначают процесс получения образования в РФ.
Этот вопрос поднимался месяцем ранее на встрече президента с учителями и преподавателями. Учитель истории и обществознания одной из школ Ярославля пожаловалась Путину на стереотип и карикатурное представление педагога на примере ситкома «Наша Russia». Она подчеркнула, что учитель, помимо предоставления знаний, занимается наставничеством. Глава государства в ответ на это заметил, что ничего обидного в слове «услуга» нет, однако согласился, что преподавательский труд «гораздо глубже, чем-то, что мы часто понимаем в бытовом смысле».
«Поэтому, конечно, если это словечко не устраивает, надо от него, может быть, уходить», — добавил тогда Путин.
Вскоре после этого группа депутатов от КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым внесла в Госдуму законопроект, который исключает из законодательства понятие «образовательная услуга». Парламентарий Олег Смолин, который является одним из соавтором поправок, выразил мнение, что подобные термины принижают значимость воспитателей, учителей и преподавателей.
«Мы не чистильщики сапог и никому услуг не оказываем. Наша работа — это служение и миссия. Теория услуг выхолащивает все духовное и нравственное содержание педагогической работы», — пояснил Смолин »Парламентской газете».
Только российские ресурсы
Через полтора года, то есть с 2023-го российские школы и колледжи при организации дистанционного обучения детей должны будут использовать исключительно государственные онлайн-сервисы.
Минпросвещения, согласно предложениям, которые будут разработаны, получит право устанавливать порядок экспертизы содержания и порядок лицензирования электронных образовательных ресурсов. В этом контексте ведомство должно принимать во внимание особенности регулирования использования электронных образовательных ресурсов при экспериментальном правовом режиме в сфере образования в соответствии с отдельными федеральными законами.
Формат удаленного образования в российских школах стал широко применяться в последний год, это было связано с карантинными мерами. По большей части учреждения использовали для организации видеоконференций программу Zoom. Впоследствии Минпросвещения запустило отечественный аналог — информационно-коммуникационную платформу «Сферум». Она, как заявлено, позволяет учителю проводить уроки и родительские собрания из дома, составлять расписание и делиться учебными материалами, то есть хранить документы и обсуждать рабочие вопросы через чат.
В апреле 2021-го в Совете Федерации допустили, что приложению Zoom могут ограничить работу на территории России. Связано это с тем, что компания Zoom Video Communications запретила своим дистрибьюторам продавать доступ к сервису онлайн-конференций госучреждениям и компаниям с государственным участием в РФ. Но в правительстве не считают, что это усложнит процесс для российских школ.
«И, конечно, мы больше будем ориентироваться на наше программное обеспечение», — упоминал министр Сергей Кравцов.
С полным перечнем поручений президент можно ознакомиться на сайте Кремля.