Правильная социальная лестница
— Почему, получив образование инженера, вы выбрали для себя социальную стезю и не стали работать по специальности?
— У меня произошел «синдром третьего курса», как и у многих студентов, когда учился в Томском политехе. Со школы я занимался творчеством и спортом, танцами, играл в театре. В 20 лет задумался, как поступить: работать по специальности или продолжить общественную деятельность? Стал понимать, что студенческие отряды для меня становятся делом жизни. Помогать бабушкам и проводить добровольческие акции получалось хорошо, и для меня все это стало приоритетом. Можно сказать, что общественная активность перетянула меня на свою сторону.
— «Российские студенческие отряды» для молодежи – место получения опыта или что-то большее?
— Для студентов это возможность первого заработка, самореализации и получения набора навыков. С нами можно путешествовать, потому что у организации есть проекты от Владивостока до Калининграда, а с госкорпорацией «Росатом» реализуем их даже за рубежом. В «Российских студенческих отрядах» можно найти друзей и даже любовь всей жизни. Для тех, кто хочет работать в политике, организация дает важный бэкграунд общественной деятельности. Неслучайно наши ребята, идущие в политику, получают высокое доверие среди людей. За ними уже стоят реальные дела.
— Почему, будучи руководителем всероссийской организации, вы решили выйти на федеральный уровень политики?
— Мне нравится концепт «правильной социальной лестницы». Важно, чтобы в любой организации был кадровый рост, и нужно уступать дорогу молодым. Когда ты уже накопил контакты, общественные отношения и связи, то понимаешь, что не все вопросы можно решить на позиции командира центрального штаба. Надо идти дальше, чтобы брать больше ответственности за молодежь. Накопились полезные для большой политики опыт и понимание, как решать те или иные проблемы.
«Я буду голосом молодежи»
— Мандат депутата Госдумы даст вам возможность представлять интересы студентов?
— Я буду голосом молодежи от 14 до 35 лет. Сегодняшняя молодежь – шикарная. Они очень активные, болеющие за свою родину, страну и образование, очень действенные, готовые брать на себя ответственность. Сейчас провожу опрос о приоритетах в жизни среди молодых людей. Их, как правило, три: карьера, семья и либо финансы, либо учеба. Баланс между приоритетами в разном возрасте выстраивается по-разному. Чтобы найти оптимальную точку баланса между карьерой и семьей, я советую ребятам найти любимое дело. Этот способ работает, хотя достичь гармонии всегда очень сложно.
— Как и когда начались ваши отношения с «Единой Россией»?
— История этих отношений – давняя. Еще в 2008–2009 годах, когда мы продвигали закон о правовом статусе студотрядов, нас поддерживали «Молодая Гвардия» и «Единая Россия». В 2011 году при поддержке партии мы предлагали ввести налоговые льготы для работодателей, привлекающих к работе студотряды, потом работали над Постановлением Правительства по дворовым территориям. Сейчас взаимодействуем по программе «Доступная среда». Мы плотно общаемся с партийными депутатами, чтобы продвигать те или иные инициативы. У нас долгое и конструктивное сотрудничество.
— А доступная городская среда для всех людей – это не утопический проект? Возможно ли угодить сразу всем?
— Мои друзья говорят: «Миша, то, что удобно тебе, удобно всем». Широкие проемы, самостоятельно открывающиеся двери, плавные съезды. Это и для людей с ограниченными возможностями здоровья, и для мам с колясками, и для путешественников с тяжелыми чемоданами одновременно. Универсальные рецепты организации доступной городской среды точно существуют – это про обыкновенную комфортную жизнь для каждого человека.
«Моя идеальная модель социального такси – это лондонский кэб»
— В этом году среди кандидатов в депутаты много тех, кто занимается проблемами людей с ограниченными возможностями здоровья, доступной городской средой. У вас есть совместные инициативы?
— Мы давно и постоянно взаимодействуем с коллегами. Например, с Михаилом Борисовичем Терентьевым. У нас есть проекты, которые мы продвигаем сообща – например, социальное такси.
В 2017 году, когда сел на коляску после долгого восстановления, нужно было возвращаться к активной общественной деятельности. Остро встал вопрос, на чем передвигаться. Если пользоваться услугами социального муниципального такси, то нужно знать свой график за две недели, чтобы оставить заявку. Коммерческое такси невероятно дорогое для обычного человека – 5 тысяч рублей до аэропорта. Задумался, как изменить ситуацию, стал изучать российский и международный опыт и пошел учиться в Высшую школу экономики. Разработал проект социального такси и дошел с ним до президента.
— Для чего в этой цепочке был нужен вуз?
— В НИУ ВШЭ был первый набор на годовую переподготовку по социальному предпринимательству. Пошел учиться, чтобы развить свой проект. Моим научным руководителем был директор по стратегическому развитию «Яндекса». Социальное такси – это бизнес с ответственным и добрым лицом. Также одной из моих инициатив, придуманных во время учебы, были «мили добра» - округление цифр «Яндексом». Люди после поездки на такси вместо чаевых при желании могли оставить деньги на перевозку маломобильных групп населения. Допустим, вы доехали за 153 рубля, а вас округлили до 160, и 7 рублей пойдет в благотворительный фонд. Но моя идеальная модель социального такси – это лондонский кэб, когда все наши коммерческие такси будут оснащены необходимым оборудованием для людей с ограниченными возможностями здоровья.
«Делай, как чувствуешь, и у тебя все получится»
— Какие ключевые проблемы волнуют сегодняшнюю Россию?
— Низкие доходы населения и создание комфортных городских пространств. Также могу назвать проблемы Томска, в котором я живу – ветхое аварийное жилье и слабая инженерная сеть, связанная с водой и ливневками.
— Сейчас модно писать обращение к себе самому десятилетней давности. Что бы вы посоветовали Мише Киселеву, если бы писали письмо в прошлое?
— Делай, как чувствуешь, и у тебя все получится. Я бы заново пережил прошедшие десять лет, пусть даже они и были не самыми простыми. Чаще всего мы чувствуем, как нужно поступить, даже если нам говорят, что это неправильно. Внутренний голос, который ведет меня вперед, прав, и я ему благодарен. А еще я благодарен сам себе за то, что внимательно его слушал.
«Лучшие встречи, когда помогаешь собеседнику что-то переосмыслить»
— Вы много общаетесь с людьми. Есть встреча, которая запомнилась сильнее других?
— Мне особенно интересны такие встречи с людьми, когда я могу их чему-нибудь научить, подсказать, дать совет. Перед участием в праймериз «Единой России» встречался с ребятами и рассказывал о том, что очень часто мамы детей с ограниченными возможностями здоровья мешают им взрослеть и более плотно входить в социум. Чрезмерная любовь может сделать таких детей беззубыми и неспособными дать отпор. После выступления ко мне подошла преподаватель, мама ребенка с инвалидностью, и сказала: «Как же вы правы! Я думала, что нужно сдувать с ребенка пылинки и ограничивать от контактов с миром, но теперь поняла, что он такой же, как и все, просто со своими особенностями». Лучшие встречи – когда помогаешь собеседнику что-то переосмыслить.