Росрыболовство может отменить в 2022 году промышленные квоты на вылов водных биоресурсов в реках и озерах бассейна реки Пясино, оставив для них только объемы допустимых уловов (ОДУ) для научно-исследовательских целей. Это примерно столько же, сколько было и в прошлом году 71,45 тонны. Такое предложение прописано в научно-исследовательской работе подведомственного регулятору Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ФГНБУ «ВНИРО») «Материалы, обосновывающие ОДУ водных биоресурсов во внутренних водах Красноярского края и Республики Хакасия». А Росрыболовство регулярно утверждает квоты промышленного лова, основываясь на его предложениях.
Единым фронтом
Ежегодный выделяемый объем квот на добычу (вылов) биоресурсов на рыболовство (в целях аквакультуры, промышленного и традиционного рыболовства, а также в научно-исследовательских целях) составляет 257 тонн. Но на научные цели ранее выделялось не более 4 тонн в год. В 2020-2021 годах, то есть уже после аварии на Норильской ТЭЦ-3, в результате которой был нанесен колоссальный ущерб окружающей среде, особенно гидробиоценозу бассейна реки Пясины, квоты на промышленное и традиционное рыболовство (246 и 244 тонны соответственно), выделенные в том числе и родовым общинам коренных малочисленных народов севера (КМНС), были освоены в полном объеме. Исконный промысел позволяет им приобретать на полученные средства необходимые материалы, медикаменты, топливо, пищевые и промышленные товары.
На 2022 год ОДУ определен на уровне 257 тонн – для всех видов рыболовства в реках и озерах бассейна реки Пясина, «за исключением рек Пясина, Далдыкан и Амбарная и озера Пясино», в которых допустимые объемы – 71,45 тонн – теперь определены только «для осуществления рыболовства в научно-исследовательских целях». Это предложение вызвало шок у представителей коренных народов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
ФГНБУ «ВНИРО» объясняет предложенные ограничения серьезным ущербом, нанесенным водным биоресурсам в результате утечки дизельного топлива из резервуара ТЭЦ-3 в водные объекты бассейна реки Пясины в мае 2020 года, и необходимостью регулярно проводить масштабные исследования состояния гидробиоценоза. Ранее специалисты ФГБУ «ЦУРЭН» провели расчеты нанесенного ущерба и затрат на восстановление. В натуральном выражении размер вреда был оценен в 8,89 тысяч тонн водных биоресурсов (в 36 раз больше, чем годовые квоты). Исходя из этого показателя, по иску Росрыболовства прямой ущерб составляет 3,6 миллиарда рублей, а с учетом затрат на восстановление (искусственное воспроизводство) – 58,65 миллиарда рублей. Именно на этом расчете был основан недавний иск Росрыболовства к «Норникелю». Первое заседание суда по нему пройдет 3 сентября.
Но общины споры регулятора с компанией волнуют слабо. А вот ограничения на лов – являются для них вопросом жизни и смерти. Так, 20 августа прошла встреча глав общин КМН Таймыра, где обсуждалась ситуации с грозящим ограничением допустимого объема улова. На встрече было утверждено письмо в адрес Минсельхоза, Росрыболовства и других ведомств, которое подписали представители семи общин, ведущих промысел в Норило-Пясинском бассейне в промышленных масштабах. Именно по ним отмена квот ударит в первую очередь. Все они выступили с протестом относительно предложенных ограничений, заявив, что фактически это означает годовой запрет на рыбную ловлю, которая является для многих представителей общин основным источником доходов.
На грань выживания
Для промышленного рыболовства непосредственно на реке Пясина и озерах бассейна реки Пясина на сегодняшний день сформированы и утверждены через аукционы 19 рыболовных участков, где семейные (родовые) общины КМНС непосредственно ведут промышленное и традиционное рыболовство. Их представители считают фактический запрет на промысел недопустимым. Как рассказала Аксинья Поротова из общины «Мукустур», на всех этих участках общины «построили избушки, технику завезли». «Зачем сейчас людей выгонять с насиженных мест?», - задается вопросом Поротова.
А между тем «ВНИРО» не против, чтобы общины использовали для промышленного рыболовства боковые притоки реки Пясина. Однако, как пишут представители КМНС Таймыра в своем письме, промысловые участки там не сформированы. Кроме того, «на сегодняшний день отсутствуют научно-обоснованные данные о запасах водных биоресурсов в притоках бассейна реки Пясина, так как обследования боковых водоемов не проводились». «Наши земляки не смогут добыть тот объем водных биоресурсов в боковых водоемах в 2022 году, какой обычно добывали в самой реке Пясина в прежние годы. Пострадает быт, обустроенный исторически в определенных местах лова», - пишут представители общин.
Как рассказала Марита Эйдугей из общины «Арылар», три года назад ее община на аукционе получила право на промысловый участок на 10 лет. Теперь, получается, на нем она не сможет вести добычу в промышленных масштабах.
«Мы ведем традиционный уклад, но, чтобы купить бензин, сети, запчасти, платить налоги, и самим жить, нам нужны эти квоты и доходы от продажи рыбы», — сказала она.
«Более 70 тонн для проведения научных исследований – это огромные объемы. Они что, продавать ее будут? Для какого дяденьки готовят площадку? И что нам прикажете теперь делать – уходить в браконьеры, чтобы нас штрафовали. По факту, всех КМНС такими решениями кидают за грань возможного, заставляют нарушать закон», - посетовала Эйдугей.
Как делить
Для представителей общин также «непонятно, каким образом будет распределен объем по видам рыболовства в бассейне реки Пясина. Если традиционно ежегодно приказом Росрыболовства распределяются объемы водных биоресурсов по видам рыболовства на реки и озера в целом по бассейну реки, как будут вычленены указанные выше водные объекты и какой объем ОДУ необходим для научных исследований этих водоемов». «Учитывая вышеизложенное, в целях недопущения негативной ситуации со стороны семейных (родовых) общин КМНС, осуществляющих промышленное рыболовство непосредственно в реке Пясина, необходимо оставить добычу водных биоресурсов на закрепленных рыболовных участках реки Пясина», - требуют представители общин.
«Никто не против, чтобы на Пясине был лов в научных целях. Но пусть они у нас покупают эту рыбу! С точки зрения государства это было бы правильнее, ведь даже промысле в научно-исследовательских целях нужно сначала организовать, то есть это стоит денег. На мой взгляд, это нецелевое расходование бюджетных средств, это не в интересах государства. Было бы правильнее, чтобы у нас выкупали рыбу, которую мы выловим по своим лимитам. И мы продолжим сидеть на насиженных местах, и ученые получат рыбу для исследований», - говорит Аксинья Поротова. Ее также удивляет огромный ОДУ на научные исследования.