Травля усиливается
Травля детей и подростков в сети усиливается, об этом свидетельствуют данные мониторинга центра «Безопасность 2.0» Российского фонда мира (РФМ).
«Всего за первое полугодие 2021 года специалистами нашего центра зафиксировано 1839 резонансных эпизодов [кибербуллинга несовершеннолетних], то есть по сравнение со всем прошлым годом рост составил более 100%», – сообщила руководитель Центра Елена Сутормина, добавив, что за весь 2020 год было выявлено 897 таких случаев.
Эксперты мониторингового центра зафиксировали значительный рост подобных инцидентов во втором квартале 2021 года по сравнению с первым. «Так, количество выявленных эпизодов сетевой травли возросло почти на 30% относительно показателей первого квартала этого года», – сказала Сутормина.
Показатели второго квартала на 17% выше суммарного количества эпизодов, выявленных за весь 2020 год, добавила она. При этом анализировались только те ситуации, которые получили широкую огласку, в действительности показатели могут оказаться и больше.
«Эпизоды травли фиксировались на всех крупных онлайн-платформах, пользующихся популярностью у детей и молодежи – «ВКонтакте», Instagram, YouTube и TikTok. При этом сами соцсети стали намного эффективней действовать в области экспертизы и удаления контента, и подавляющее большинство выявленных нами случаев кибербуллинга были удалены. Платформы понимают свою ответственность, но глобально повлиять на сложившуюся ситуацию не могут», – рассказала Сутормина.
По ее словам, главная проблема кибербуллинга состоит в том, что подавляющее большинство родителей не расценивают его в качестве потенциальной опасности для своих детей. На деле же онлайн-травля — реальная угроза для здоровья и жизни подростка.
«Здесь, прежде всего, необходима большая просветительская работа с родительским сообществом, родительскими комитетами. На сегодняшний день у нас существует достаточно много наработок в области профилактики кибербуллинга, и ключевую роль здесь должна играть школа», – считает Сутормина.
Главная проблема
Вопрос буллинга сегодня стоит крайне остро, подчеркивает детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец.
«Буллинг входит в топ-3 самых острых детских проблем. С развитием интернета к буллингу добавился кибербуллинг, когда детей травят не только в школе, но и в соцсетях или с использованием мессенджеров. Ребенку очень сложно укрыться от такого психологического давления», — сказала она «Газете.Ru».
В таких случаях родители могут обратиться к Уполномоченному по правам ребенка в регионе — он напишет соответствующее обращение в школу, главе муниципалитета.
«По регламенту каждый такой случай должен отдельно разбираться, к нему должны подключаться психологи», — уточнила Волынец.
Разъяснительные беседы проводятся как с жертвами травли, так и с обидчиками.
«При этом часто происходят случаи так называемого скрытого буллинга, когда дети не признаются родителям, что их обижают. Причин много — они берегут родителей, им стыдно. Поэтому очень важно, чтобы родители выстраивали с ребенком доверительные отношения, чтобы он мог им признаться. И, конечно, нужно быть внимательными к различным сигналам — подавленное настроение, депрессия, нежелание идти в школу», — пояснила омбудсмен.
Всплеск кибербуллинга она связывает с ростом агрессии в обществе и медиапространстве, а также активным развитием цифровых платформ.
«Рост показателей буллинга детей связан с увеличением гласности, которую дал интернет. Теперь о событиях даже в удалённых уголках можно рассказать довольно быстро. Но это играет и другую роль — человек, который имеет свойство к агрессии и буллингу, видит сообщения, посты или ролики с негативным поведением по отношению к окружающим и начинает это повторять. Он считает, что это норма», — отмечает коммерческий директор IT-компании «Код Безопасности» Федор Дбар.
Активнее всего кибербуллинг в соцсетях, продолжает эксперт. «Поэтому, например, Instagram будет по умолчанию создавать профили для пользователей в возрасте до 16 лет закрытыми, чтобы оградить юных блогеров от агрессивного поведения посторонних людей. Популярными сервисами создаются отдельные приложения для детей, в которых изначально заложены словари, содержащие агрессивные слова, которые используются для фильтрации контента», — рассказал Дбар.
Обезопасить ребенка от буллинга фактически очень сложно, подчеркнул IT-специалист.
«Частично решить проблему кибербуллинга может деанонимизация интернета. Тогда задумавшийся о буллинге пользователь хорошо подумает над тем, что его личность может быть раскрыта. Кроме того, сейчас развивается законодательство, которое позволяет привлекать людей к ответственности за оскорбление и унижение», — добавил он.
Виновата пандемия
По мнению правозащитника председателя коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Евгения Корчаго, возросшее количество буллинга в сети в первую очередь обусловлено тем, что из-за пандемии большая часть жизни перешла в онлайн.
«Бороться с кибербуллингом сложно, но такие способы есть, особенно если в рамках травли в сети совершаются конкретные нарушения, подпадающие под составы, предусмотренные действующим законодательством. Так, необходимо обращаться в правоохранительные органы с заявлениями о совершении таких противоправных действий, как клевета или вымогательство. В последнем случае возможно возбуждение уголовного дела, если речь идет о требовании передачи денежных средств под угрозой распространения каких-либо сведений», — сообщил он.
Полиция проведет проверку, и даже при отсутствии состава преступления можно будет использовать ее материалы для обращения в суд в рамках гражданского судопроизводства, добавил правозащитник.
«Такие материалы можно будет использовать и для подачи заявления в суд в порядке частного обвинения, если, например, речь идет о клевете. Стоит понимать, что это непростой процесс, который займет много времени и сил. Так, если полиция откажется проводить проверку по заявлению, нужно будет обжаловать такой отказ в прокуратуру», — заключил Корчаго.
Глава Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолий Северный призвал родителей выстраивать в семье толерантные и доверительные отношения.
«Детьми, которые буллят сверстников, руководит желание ощутить свое превосходство над другим. Чаще всего буллингу подвергаются те дети, которые отличаются, не попадают в общий тренд своим видом, интересами, высказываниями», — пояснил эксперт.
Реакция на буллинг в сети и реальности зависит от ребенка, добавил он. Если ребенку важно общество, в котором он живет — для него больнее оффлайн-травля, а если он многое связывает с интернетом, то сильнее на нем отразится издевательство в соцсетях.