Как лихорадка помогла камбоджийцам
Врачи Камбоджи выявили первые случаи заражения коронавирусной инфекцией на территории страны, сообщил премьер-министр королевства Хун Сен.
Он уточнил, что по состоянию на 30 ноября зафиксировано 14 таких пациентов. «Первые случаи инфицирования коронавирусом на территории Камбоджи были обнаружены в столице страны, Пномпене, и в северо-западной провинции Сиемреап», — уточнил глава правительства.
Всех больных COVID-19 обязали соблюдать 14-дневный карантин дома или в специализированных центрах. Также в связи с ситуацией на две недели закрылись все школы Камбоджи. В столице королевства Пномпене приостановили деятельность торговые центры и одна гостиница. «Это будет катастрофой для Камбоджи, если мы не сдержим коронавирус своевременно», — предостерег Хун Сен.
Для Камбоджи появление таких пациентов стало неожиданностью, так как до сих пор в стране регистрировали только завозные случаи COVID-19 – сейчас их насчитывается 323. При этом в королевстве не умер ни один из заболевших коронавирусной инфекцией.
Вирус долгое время не циркулировал внутри государства из-за жестких правил, действующих для всех граждан с положительным тестом на SARS-CoV-2, пояснила «Газете.Ru» россиянка Анна Борисенко, семь лет назад переехавшая на остров Ронгсанлем в Камбодже.
«Принимают очень жесткие меры. К примеру, вчера коронавирус нашли у одной женщины – после этого в течение двух часов были закрыты все заведения, торговые центры и рынки, где она была. 900 человек посадили на карантин принудительно, надели им браслеты. Отследили абсолютно всех, кто с ними контактировал. В Камбодже, как в Китае, очень быстро на все реагируют», — объяснила девушка.
Тем не менее, власти не вводили строгий карантин в государстве – существовали лишь запрет на туристические поездки и правило об обязательной двухнедельной обсервации по прилету из-за рубежа. Но все это время оставаться здоровыми жителям Камбоджи помогал чистый воздух и натуральная еда, уверена россиянка Валентина Мимиева, которая уже 11 лет живет и работает гидом в столице королевства Пномпене.
«Мы здесь дышим свежим воздухом, имеем большую по размеру площадь для жизни, едим натуральную еду, без всяких сохраняющих добавок. И еще у нас всегда тепло и солнечно — здесь даже гриппом никто никогда не болел. Вдобавок, у нас нет общественного транспорта, эскалаторов и поручней. У всех есть индивидуальный транспорт», — сказала девушка.
Отсутствие случаев COVID-19 и летальных исходов внутри страны может объясняться и тем, что многие жители Камбоджи болеют лихорадкой денге, предположили россиянки. Это болезнь, вызванная вирусом, который передают комары, обитающие в тропиках и субтропиках.
«Говорят, у людей, переболевших лихорадкой денге, есть иммунитет к коронавирусу нового типа. Это очень популярная здесь зараза. Все говорят, что это намного страшнее, чем коронавирус. У меня бывший муж переболел, и он просто два месяца не мог даже по ступенькам спускаться, хоть и молодой. Потому что суставы болят, все выламывает, крутит, температура под 40, слабость такая, что люди кушать не могут», — рассказала Анна Борисенко.
В сети был действительно опубликован ряд исследований, указывающих на то, что люди, переболевшие лихорадкой денге, имеют иммунитет к коронавирусной инфекции. В частности, об этом говорилось в исследовании, проведенном профессором американского Университета Дьюка Мигелем Николелисом.
В работе он проанализировал распределение случаев COVID-19 и лихорадки денге по Бразилии в 2019 и 2020 годах. Николелис заметил, что в местах с наиболее низкой заболеваемостью коронавирусной инфекцией ранее произошли вспышки лихорадки денге. «Это [наблюдение] указывает на то, что существует иммунологическое взаимодействие между двумя вирусами, которое никто не мог предположить, потому что эти два вируса принадлежат к совершенно разным семействам», — заявил врач агентству Reuters.
Тем не менее многие медики не согласились с умозозаключениями исследователя, объяснив это тем, что вирус, вызывающий лихорадку денге, и коронавирус – неродственные вирусы. «Они отличаются больше, чем мы от кишечной палочки. Поэтому вероятность того, что это именно кросс-реактивные антитела, то есть те, которые выработались в результате одной инфекции и действуют на другую, крайне низкая», — сказал «Газете.Ru» директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний Сеченовского университета Александр Лукашев.
Но есть у россиянок и другое предположение – по мнению Анны Борисенко, в Камбодже нет смертности от COVID-19 из-за того, что в королевстве практически не осталось пожилых людей, для которых болезнь обычно и оборачивается летальным исходом. «Смертность отсутствует, потому что в основном болеют коронавирусом пожилые люди. Тут очень мало пожилого населения, потому что всех убили, когда Пол Пот был премьер-министром», — предположила девушка. Речь идет о геноциде, организованном «красными кхмерами» в середине 70-х годов при Пол Поте — считается, что пытки и казни христиан, мусульман, буддийских монахов, представителей интеллигенции и национальных меньшинств унесли жизни от 1,7 млн до 3 млн человек. «Из-за этого и осталось только молодое население», — считает теперь россиянка Анна Борисенко.
Почему коронавирус не распространяется по Бутану
Помимо Камбоджи в мире есть еще несколько стран, где не зафиксировано ни одного смертельного случая COVID-19 – в частности, это королевство Бутан. Здесь выявлены лишь 396 пациентов с коронавирусной инфекцией.
Когда в стране был зафиксирован первый завозной случай коронавируса нового типа, власти страны приняли все меры, чтобы остановить его распространение, сообщила «Газете.Ru» Юлия Киреева, два года назад приехавшая на работу в столицу Бутана Тхимпху.
«Первый случай заражения у американского туриста был обнаружен в марте. Сразу же аннулировали все новые визы, закрыли страну. Для всех граждан, пребывающих из зарубежья, был введен обязательный̆ карантин 21 день на базе отеля с полным пансионом за счет государства. Была проведена мобилизация волонтеров на охрану порядка и границ — 10-15% населения стали волонтерами, которые следят за соблюдением правил», — рассказала девушка.
Вдобавок в королевстве закрыты ночные клубы, а массовые мероприятия проводятся лишь в онлайн-режиме. В отличие от Камбоджи, Бутану пришлось пережить трехнедельный локдаун – примечательно, что ввели его лишь из-за одного случая COVID-19, отметила Юлия Киреева.
«Пару месяцев назад страна была на строгом локдауне три недели из-за одного только зараженного, оказавшегося больным после трех недель карантина. Три недели все сидели по домам, волонтеры привозили еду из магазинов по запросу», — вспоминает девушка.
Она добавила, что чувствует себя в безопасности в Бутане, так как все жители страны ведут себя очень ответственно в пандемию. «В Азии сказали носить маски, сидеть дома, держаться карантина — все послушались, никто не спорит. В Азии уже были эпидемии, есть успешный̆ опыт работы, поэтому они моментально принимают ответные меры, нет сопротивления со стороны населения. Медицина тут тоже на хорошем уровне», — заключила россиянка.
Как Лаос остается безопасной страной в пандемию
Еще одной страной, которая меньше остальных пострадала от коронавируса нового типа, стал Лаос. В республике выявлено всего 39 пациентов с COVID-19, из которых 24 уже вылечились. Летальных исходов также нет. «Все случае в Лаосе привезены иностранцами, которые были изолированы. Надеюсь, что в Лаосе вируса никогда не будет», — сказала «Газете.Ru» россиянка Елена, проживающая в городе Ванг-Вьенг с 2013 года.
При этом сейчас в стране нет ни одного ограничения, введенного на фоне пандемии, добавила девушка. «На данный момент ограничений нет. В апреле были закрыты бары, торговые центры, а рестораны работали только на доставку. Я чувствую себя здесь в безопасности, и мне бы очень хотелось, чтобы это чувство сохранилось», — сказала она.
При этом практически все россиянки, переехавшие за рубеж, признаются, что стараются не следить за новостями стран, в которых зафиксированы серьезные вспышки COVID-19. «Я мало слежу за новостями. То, что творится — это страшно», — сказала Елена из Бутана.
«Мы тут не смотрим новости, не знаем, что там происходит в мире. Почти всем, кто здесь живет, не интересно, что там творится», — подтвердила россиянка Анна Борисенко из Камбоджи.
Но россияне, которые все же следят за развитием событий на родине, уверяют, что коронавирус нового типа распространяется стремительно лишь лишь из-за отсутствия самоконтроля. «В таких странах нет понятия социальной дистанции. Слишком много людей забивают на правила – делают, что им хочется», — подытожила Валентина Мимиева, проживающая в Пномпене.