Духовное управление мусульман России запретило мусульманам заключать браки с представителями других религий. Документ опубликован на сайте управления.
«Совет улемов постановил: межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания, на территории России недопустимы», — отмечается в заключении.
В ДУМ отметили, что в Коране есть аят, согласно которому мусульмане могут жениться на женщинах людей Писания. Но такая потенциальная супруга должна быть религиозной и признающей Бога, пророков, а также жизнь после смерти.
Некоторые мусульманские ученые считают, что многие современные христиане зачастую ничего о Христианстве не знают и его не практикуют. В связи с этим ДУМ рассматривает вопрос о недопустимости заключения брака с женщинами людей Писания в современных реалиях.
В документе уточняется, что возможны и исключения.
Но в каждом подобном случае должен разбираться муфтий. Если девушка признает существование Бога, принимает Иисуса и Мухаммада, как Божьих посланников и готова следовать предписаниям Корана, то она может вступить в брак с мусульманином.
«Следует отметить, что подавляющее большинство авторитетных ученых Ислама, среди которых богословы всех четырех мазхабов, высказали мнение о нежелательности бракосочетания мусульманина с женщиной из людей Писания», — сказано в тексте. Важным условием совместной счастливой жизни супругов, по мнению представителей ДУМ России, является их схожесть в вопросах религии и духовности.
В то же время председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов сказал в комментарии «Газете.Ru», что для российского общества «нет ничего обязательного», так как этот запрет распространяется только на последователей этого Духовного управления.
«Духовных управлений у нас не один десяток. Это постановление лишь одного. У других управлений могут быть совершенно другие воззрения», — заверил он.
Аширов добавил, что такая постановка вопроса есть и в нормах РПЦ. «Там декларируется, что православная христианка не должна выходить за иноверца. Во многих правовых школах ислама тоже такой принцип есть. Это все не касается светской жизни. Религиозная жизнь устанавливает свои принципы, светская жизнь — свои. Поэтому тотального запрета просто быть не может», — считает он.
В качестве наглядного примера муфтий привел употребление алкоголя: «Если люди руководствуются религией, они будут этого придерживаться, как и в отношении к алкоголю, к примеру».
В свою очередь, богослов Александр Дворкин считает такое решение «странным». «С одной стороны, любая религиозная традиция приветствует браки с членами своей же традиции. Но запрещать [межконфессиональные браки — «Газета.Ru»] достаточно странно — мы живем в светском государстве. Понятно, скажем, когда православный женится на мусульманке, к примеру, то в храме его не будут венчать. Но тем не менее этот брак будет считаться вполне законным», — сказал эксперт в разговоре с «Газетой.Ru».
Дворкин выразил мнение, что такой запрет является «провокацией, которая направлена на обострение межрелигиозных отношений». «Одно дело, если речь идет о благословлении браков в мечети — они вполне имеют право какие-то браки благословлять, какие-то нет. Но запрещать такие браки они не имеют права, на мой взгляд», — добавил он.
Богослов подчеркнул, что этот запрет распространяется только на тех, кто входит в структуры Духовного управления мусульман России. Он предположил, что таким образом оно хочет «перетянуть к себе мусульман, которые относятся к другим Духовным управлениям».
Российский религиовед, социолог религии Роман Лункин считает, что «Духовное управление мусульман вполне имеет право на такого рода решение по поводу браков, поскольку это религиозная организация со своими собственными установлениями».
«Согласно религиозным правилам, вполне может быть такая ситуация, когда брак с иноверцами запрещен. Помимо того, что есть такое право у Духовного управления мусульман, нужно сказать, что в большинстве религиозных организаций, в том числе и исторически укорененных религий, которые существуют в России, есть такое правило о том, что желательны браки именно с людьми своей веры. Хотя нет такого строгого запрета на браки с иноверцами», — обратил внимание Лункин в разговоре с «Газетой.Ru».
Он также напомнил, что в сообщении ДУМ допускаются исключительные случаи, когда «все зависит от того, как относится к исламу супруг, который не является мусульманином, важно его уважительное отношение к исламу».
«И надо различать. Я думаю, что большинство подумало, что все браки людей мусульманской традиции будут пересматриваться или, если человек, считающий себя мусульманином, будет жениться на христианке, то тогда это будет осуждаться. Я думаю, что дело совсем не в этом, а в том, что здесь речь идет о тех браках, которые благословляются в мечети. Тогда получается, что это совершенно закономерный подход», — заключил он.
В то же время протоиерей Андрей Ткачев считает, что подобный запрет на межконфессиональные браки можно было бы применить и в православии.
«Если человек религиозен, то самое идеальное — это заключение брака между людьми одной религии. Тут двух мнений быть не может. Мусульмане поступили по-простому, в духе своего верования. У нас раньше такая строгость тоже была. Православный человек должен был заключать брак только с православным. Сейчас мы стали мягковатыми, как растаявшее мороженое. Есть ситуации — их тысячи, когда нужно быть толерантными к другим. Но есть и такие ситуации, когда нужно быть тверже и принципиальнее», — сказал он в комментарии «Газете.Ru».
«Возможно, нам тоже с брачным вопросом следует так же поступить, вернуться к строгости и твердости. Почему бы нет? По крайней мере, над этим стоит подумать», — добавил он.