«Запретительные меры – удобно для руководства»
Постояльцам, живущим в соцучреждениях, должны разрешить встречаться с родственниками, заявил «Газете.Ru» член комитета по социальной политике Госдумы Олег Шеин.
«Да, встреча с родственниками может быть опасной, но если, например, у человека есть свежая бумага о том, что у него нет COVID-19, то почему им нужно запрещать встречаться? Это нерациональный подход», — заметил чиновник.
«То же самое с прогулками – если это рассредоточенное общение, то почему людей нужно держать взаперти?», — добавил он. В то же время Шеин подчеркнул, что отменять карантинные меры полностью нельзя. «Все-таки в России смертность действительно очень высокая, даже в сравнении с той же Европой», — заключил депутат.
С ним согласилась и член СПЧ Ирина Киркора. «На мой взгляд, простая изоляция от всего мира – неадекватная мера защиты.
Должно быть понимание, что невозможность воссоединиться с опекунами, близкими, постоянное нахождение в помещении лишь ухудшает физическое здоровье, укорачивает жизнь. Необходимость движения, общения и свежего воздуха подтверждена всеми врачами», — заявила она «Газете.Ru».
По ее словам, соцучреждения должны продумать, как организовать прогулки постояльцев и общение с близкими. «Маски, общение через стекло, прогулки в определенное время – вот, о чем нужно подумать. А вот запретительные меры – это просто самый простой формат, удобный для руководства. Ведь в ином случае придется выверять, обеспечивать защиту», — пояснила Киркора.
Она отметила, что психологическая травма, которая возникает из-за отсутствия общения с близкими людьми, несоизмерима со сложностями, которые потребуются для обеспечения дополнительных защитных мер.
«За что над нами так издеваются?»
В среду, 21 октября, следователи организовали проверку после появления информации в СМИ о принудительной изоляции постояльцев дома престарелых и инвалидов в Южно-Сахалинске. Об этом сообщили в пресс-службе управления Следственного комитета РФ по Сахалинской области.
Дело в том, что постояльцы учреждения записали видеообращение к президенту РФ Владимиру Путину. Они рассказали, что их уже семь месяцев не выпускают из помещения из-за строгого режима самоизоляции, совершать прогулки они могут только на территории интерната, а с 1 октября им и вовсе запрещено покидать комнаты.
При этом им также приходится переносить постоянную стройку на территории учреждения. Пенсионеры жалуются на шум и грохот строительной техники и днем, и ночью. «Задыхаемся от духоты, но окно не открыть: очумеешь от грохота», — жалуются жители пансионата. Кроме того, по их словам, из-за стройки пострадали прогулочные дорожки, а часть деревьев вырубили.
«Мы что здесь, заложники? Обращаемся ко всем здравомыслящим людям, может, кто-то услышит и сможет понять, разбудить чиновников. Освободите нас. За что над нами так издеваются?
Мы, доживающие свой век, расплачиваемся за чужие, бездарные распоряжения, обернутые фантиком заботы», — обратились к Путину пожилые россияне.
Как в свою очередь пояснили в министерстве соцзащиты Сахалинской области, с марта в интернате действовал карантин, а с октября — режим обсервации из-за выявления коронавируса у некоторых постояльцев.
Что касается стройки, то в ведомстве заявили о ее «большом социальном значении», поскольку в регионе имеется высокая потребность в услугах учреждения в стационарной форме. В министерстве также заверили, что работы проводятся согласно региональному законодательству о тишине.
Вместе с тем в Минсоцзащиты региона отметили, что в период карантинных мероприятий для жителей дома престарелых организовали дополнительные развлекательные, культурно-досуговые и познавательные мероприятия — турниры, диско-вечеринки.
Ранее, 30 сентября 2020 года, в Саратове после проведения прокурорской проверки уже закрыли частный дом престарелых «Мирра». В ходе расследования, которое провело надзорное ведомство, выяснилось, что 32 пожилых постояльца проживали в условиях антисанитарии, несмотря на указ Роспотребнадзора обеспечить защитные меры в связи с COVID-19. Им также не оказывали необходимую помощь и уход.
«Картина ужасная: нарушение санитарных норм, бабушки и дедушки лежат без присмотра, за ними ухода никакого нет», — рассказывал телеканалу RT начальник отделения судебных приставов Волжского района Саратова Карен Петросян.
Более того, по данным местных СМИ, персонал не обладал необходимыми лицензиями для осуществления медицинских манипуляций, а новых постояльцев не проверяли на коронавирус. По решению суда жителей дома перевели в другие учреждения — в отношении владельцев возбуждено уголовное дело.
«Психологическое состояние подростков ухудшается»
Во время пандемии ситуация ухудшилась не только в домах престарелых, но и в детских интернатах. В связи с указом Роспотребнадзора данные учреждения закрылись для посещений. Более того, семейное устройство детей остановилось практически полностью.
«Конечно, всем детям в детских домах сейчас очень тяжело. Закрытость приводит к тому, что психологическое состояние подростков ухудшается. Они могут вести себя более агрессивно. К сожалению, пока мы не можем осознать всю критичность ситуации», — рассказала порталу usinovite.ru руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.
По ее словам, некоторые российские детдома сообщают, что дети стали более тревожными, также было несколько случаев побегов.
Как рассказала порталу замдиректора по развитию фонда «Измени одну жизнь» Екатерина Лебедева, дети остались полностью изолированными – их перестали выпускать за пределы интернатов. «Если раньше у ребят была возможность пойти в школу или на дополнительные занятия, отпроситься в магазин, то сейчас сделать это, понятно, нельзя», — пояснила специалист.
«И самое страшное тут даже не то, что ребята все свое время проводят перед телевизором или за компьютером, а то, что они не могут общаться со своими близкими. К ним, например, перестали пускать кровных родственников, потенциальных опекунов и волонтеров, которые для многих детей стали наставниками», — добавила она.
В свою очередь 18-летняя девушка Анастасия, которая является опекуном ребенка из московского детского дома, рассказала usinovit.ru, что ей запретили видеться со своим подопечным. «Мы вместе с моим ребенком тяжело переживаем из-за того, что нам запретили видеться, потому что эмоционально привязаны друг к другу. Если в начале пандемии можно было подойти к забору, поговорить через него, то сейчас это строго пресекают. Нам остается лишь переписываться», — отметила она.
«Отдать в хоспис и больше никогда не увидеть»
Коснулась пандемия и хосписов – данные учреждения в России также закрылись для посещения, визиты волонтеров и родственников запретили, при этом не у всех пожилых пациентов есть возможность хотя бы созвониться с родственниками.
«Некоторые хосписы даже в летние месяцы, когда заболеваемость пошла немного на спад, не допускали родственников пациентов и не было круглосуточного телефонного номера, по которому можно было получить информацию о больном.
Людям приходилось делать очень тяжелый выбор: оставаться дома рядом с умирающим близким, иметь возможность его обнять, либо же отдать его в хоспис и больше никогда не увидеть»,
— сообщила порталу «Медарго» старший координатор фонда «Вера» Екатерина Овсянникова.
Директор благотворительного фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина подчеркнула — уделять достаточное внимание каждому подопечному не удается, основная задача всех социальных учреждений в пандемию — обеспечить минимальный физический уход. И главной причиной, по ее словам, является нехватка соцработников. Ведь им также приходится изолироваться вместе с подопечными, и далеко не все согласились на такие условия.
В то же время в детском хосписе «Дом с маяком» в связи с пандемией пришлось отложить ряд плановых мероприятий. «Например, трахеостомическую трубку надо менять каждый месяц, но при хорошем уходе и санации можно продлить этот срок для пяти недель», — рассказал главврач учреждения Григорий Климов MedPortal.
По его словам, все личные контакты координаторов и психологов с подопечными свели к минимуму, что лишило детей даже праздников — если раньше сотрудник приезжал поздравлять ребенка с днем рождения, то во время пандемии волонтеры просто привозят торты и оставляют их под дверью.