На площади Независимости в центре Минска вечером 27 августа снова произошли стычки бойцов ОМОН с протестующими. По данным правозащитников, было задержано около 100 человек, сообщает Tut.By.
Среди прочих, в местное РУВД были доставлены, а затем отпущены после проверки сотрудники СМИ: Захар Щербаков и Сергей Сацюк («БелаПАН»), Елена Васильева («Спутник»), Евгений Одиноков (РИА «Новости»), Павел Мартинчик («Комсомольская правда»).
«Все сидят в актовом зале, по одному вызывают в кабинет и просят показать последние фото в телефоне. Записывают фамилию, все данные и отпускают», — рассказал журналист «Радио Свобода» (организация включена Минюстом в список иноагентов) Олег Груздилович.
К 9 часам вечера (совпадает с московским) протестная акция пошла на спад, силовики стояли без действий, несколько десятков человек кричали «Позор!» и «Каждый день!». Здесь же пока находятся сотрудники Красного креста.
В Бресте также неспокойно – полицейские задержали председателя Брестской областной организации Белорусской социал-демократической партии (Грамада) Игоря Масловского, а в редакциях Kyky.org и The Village Беларусь прошли обыски, сообщает «Брестская газета».
В офисе генсека ООН заявили, что белорусские власти должны прекратить арестовывать белорусов по политическим мотивам и дать оппозиции свободно проводить акции протеста, сообщает РИА «Новости».
«Генсек ООН твердо убежден в том, что никто не должен быть арестован, осужден или не должны предприниматься какие-либо другие процедуры лишь за выражение политических убеждений», — сказал официальный представитель генсека Стефан Дюжаррик.
Он добавил, что ООН продолжает призывать белорусских силовиков к сдержанности.
Чуть ранее в интервью телеканалу «Россия 24» президент России Владимир Путин заявил, что по просьбе своего белорусского коллеги Александра Лукашенко сформировал резерв из сотрудников правоохранительных органов.
Глава государства отметил, что у Москвы есть обязательства перед Минском в рамках договора о Союзном государстве и по линии Договора о коллективной безопасности.
«Он [Лукашенко] поставил вопрос о том, что хотел бы, чтобы мы оказали, при необходимости, ему соответствующую помощь. Я сказал, что Россия исполнит все свои обязательства <…> Но мы договорились также, что он (созданный резерв — «Газета.Ru») не будет использован до тех пор, пока ситуация не будет выходить из-под контроля», — отметил Путин.
Говоря об условиях, когда Россия предоставит соответствующую помощь Белоруссии, президент сказал, что речь идет о переходе определенных границ со стороны экстремистских элементов. Пока они не приступят к разбою, в частности, с поджогом домов и попытками захвата правительственных зданий — Россия вмешиваться не будет.
«Мы в разговоре с Александром Григорьевичем [Лукашенко] пришли к выводу о том, что такой необходимости сейчас нет, и, надеюсь, ее не будет, и поэтому этот резерв мы и не используем. <…> Мы исходим из того, что все сложившиеся проблемы, которые имеют место сегодня в Белоруссии, будут решаться мирным путем», — добавил Путин.
По его словам, при наличии нарушений со стороны органов власти, правоохранителей или участников протестов закон должен реагировать соответствующим образом. С точки зрения главы государства, в настоящее время сотрудники силовых ведомств республики ведут себя достаточно сдержанно, несмотря ни на что.
Украинский премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что граждане Белоруссии, которых преследует на родине по политическим мотивам, могут рассчитывать на политическое убежище на Украине, сообщает ТАСС.
«Граждане Белоруссии, которые испытывают давление или преследования и нуждаются в дополнительной защите, могут всегда получить ее в Украине», — заявил премьер.
Со своей стороны, глава МИД РФ Сергей Лавров и его белорусский коллега Владимир Макей в ходе телефонного разговора подчеркнули необходимость скорейшей нормализации обстановки в республике через национальный диалог.
9 августа в Белоруссии прошли выборы президента. После закрытия избирательных участков в республике начались массовые акции протеста против фальсификаций результатов. В ходе протестов милиция и внутренние войска применяют против демонстрантов слезоточивый газ, светошумовые гранаты и резиновые пули.
Позже в стране началась забастовка на крупнейших промышленных предприятиях, сотрудники требовали проведения новых выборов и прекращения жесткого обращения с протестующими на демонстрациях. Все штабы оппозиционных кандидатов заявили о непризнании официальных результатов выборов.