Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Коллеги страдают»: как россияне терпят харассмент на работе

Насколько остра проблема харассмента в России

Большинство россиян не сталкивались с харассментом на рабочем месте, утверждает ВЦИОМ — опрос организации показал, что лишь 9% граждан терпели домогательства в свой адрес. Социологи, депутаты и адвокаты, которых опросила «Газета.Ru», уверены, что россиян, ставших жертвами харассмента, гораздо больше. И в российских реалиях им приходится тяжело, так как добиться правосудия зачастую сложно.

«Статистике не доверяю вообще»

ВЦИОМ опубликовал опрос, который показал, что лишь 9% россиян сталкивались с домогательствами на рабочем месте и 1% — с изнасилованиями. Из них 3% женщин и 4% мужчин получали предложения или угрозы, касающиеся условий работы, в обмен на сексуальный контакт. В 3% случаев отказ привел к каким-либо последствиям, в частности к увольнению. В 4% — жертвам удалось этого избежать.

При этом 87% респондентам из 1600, принявших участие в исследовании, никогда не приходилось терпеть принуждения к сексуальному контакту на работе или участвовать в этом. С изнасилованием никогда не сталкивались 97% опрошенных.

Тем не менее неприличные комментарии в свой адрес на работе слышали 12% россиян — 4% из них утверждают, что получают их регулярно. Кроме того, 11% граждан замечали, как коллеги нескрываемо разглядывали их фигуру.

Эксперты уверены: данный опрос не отражает действительности — жертв харассмента на работе среди россиян намного больше. «Думаю, что эти цифры не совсем правдивы. В отношении мужчин, может быть, это статистически верно, но женщины сталкиваются с этим постоянно. Я сама сталкивалась с подобным в своей жизни. Мои коллеги и подруги также страдали от этого. Не может быть 9%», — заявила в разговоре с «Газетой.Ru» руководитель сектора социологии девиантного поведения Института социологии РАН Маргарита Позднякова.

Статистике не верит и председатель комитета по труду и социальной политике Госдумы. «Статистике официальной, особенно по такой деликатной теме, я не доверяю вообще. Не знаю, какими могут быть реальные цифры, но считаю, что недопустимо проявление агрессии, насилия и прочих нелицеприятных вещей между работодателем и работником, между начальником и подчиненным», — пояснил Ярослав Нилов.

Адвокат Максим Калинов, которому приходилось вести дела, связанные с харассментом, подчеркивает, что на деле около 30% россиян терпели домогательства.

«Эти данные официальные идут вразрез с действительностью. Думаю, должно быть не менее 30%. Однако проблема в том, что жертвы харассмента не всегда обращаются в правоохранительные органы, боясь общественного осуждения. Кроме того, зачастую руководитель организации может оказать воздействие на жертву харассмента — в данной ситуации преступность будет скрыта, и в официальной статистике ее не учтут», — отметил юрист в разговоре с «Газетой.Ru».

Между тем в США сексуальным домогательствам на рабочем месте подвергались 21% американцев — среди них 27% женщин и 14% мужчин. Об этом свидетельствует опрос портала Marketplace-Edison, опубликованный в июне 2018 года.

Статистика в России и США разнится из-за разного понимания понятия «домогательство», считает член комитета по труду и социальной политике Олег Шеин.

«Здесь есть такой момент, как разница культурного восприятия. Харассмент все-таки предполагает под собой понуждение, опасность негативных последствий. Насколько сегодняшние обвинения в рамках #MeToo (движение против сексуального насилия и домогательств — «Газета.Ru) относятся именно к ситуации с понуждением — очень трудно оценить. Мы читаем в СМИ, что иногда в США обвиняют в харассменте за мелочи — я не исключаю, что это возможно», — отметил чиновник.

«Молодежь чувствительна»

Кроме того, американский опрос показал, что чаще всего на харассмент в рабочих условиях жалуются жители сельской местности США — 26% респондентов оттуда против 21% городских и 18% пригородных. ВЦИОМ не определил местоположение опрошенных, однако также выявил группу, которая больше остальных говорит о харассменте — по данным Центра, это молодежь (респонденты от 18 до 24 лет). По мнению работников организации, это связано с «чувствительностью» современного поколения.

«То, что ранее считалось нормой, для современного поколения считается неподобающим. Кроме того, постоянная акцентуация данной темы в информационном пространстве, в том числе в соцсетях, может приводить к тому, что наиболее вовлеченные в коммуникацию группы чаще замечают различного рода неэтичные проявления в свой адрес», — сообщили во ВЦИОМ.

Клинический психолог Дмитрий Старостин отметил, что массовые жалобы молодежи на домогательства на работе могут быть также связаны с тем, что современное поколение не держится за рабочие места, в связи с чем не боится увольнения после обнародования историй о харассменте.

«Молодежь готова отстаивать свои интересы, обращаясь в полицию или какие-то другие компетентные органы. Она менее зависима, если мы говорим про работу, профессиональные и корпоративные отношения», — пояснил эксперт «Газете.Ru».

В Госдуме считают, что заявления молодых людей о харассменте оправданы, так как они чаще остальных становятся его жертвами. «Понятно, что объектом харассмента по определению будет человек более молодой, чем зрелый. Но, конечно, и восприятие психологическое у молодежи другое», — сообщил «Газете.Ru» депутат Шеин.

«Следы смыты»

Пожаловаться на надругательство в правоохранительные органы может любой сотрудник — и тот, с которым уже совершили насильственные действия, и тот, кому это только грозит — например, под страхом увольнения, сообщил «Газете.Ru» адвокат Максим Калинов. Для последнего случая в уголовном кодексе есть статья 133 УК РФ «Понуждение к действиям сексуального характера».

«Любой гражданин может обратиться в полицию, никто не запрещает. Нужно обращаться всегда, потому что, если пойти на поводу у преступника один раз, то это превращается в систему. Преступник пользуется тем, что жертвы боятся», — заявил эксперт.

Тем не менее добиться возбуждения дела о харассменте, насильственных действиях сексуального характера и изнасиловании достаточно сложно, подчеркивает юрист.

«Правоохранительные органы могут доказать все это, но по горячим следам. Если с инцидента пройдет неделя-две, то все будет смыто — в частности биологические следы: сперма и так далее. Кроме того, помимо вещественных доказательств, должны быть показания свидетелей, которых часто не бывает, так как происходит домогательство, как правило, наедине», — пояснил Калинов.

Он напомнил и о другом способе привлечь к ответственности злоумышленника — полиграфе. «При желании каждый сотрудник может добиться возбуждения уголовного дела: даже если нет биологических следов и свидетелей. Такая практика уже есть. Жертве харассмента достаточно пройти полиграф — как правило, виновникам его пройти не удается. На основании этого уже возбуждается дело, начинается расследование», — заключил адвокат.

«Жуткие истории»

Глава комитета по труду и социальной политике Госдумы РФ призвал россиян своевременно заявлять о факте домогательства или изнасилованиях. «Не нужно молчать. Если есть какие-то факты, то об этом необходимо говорить не через 15 лет, не через 10, не через пять и даже не год спустя, а сразу», — подчеркнул депутат Нилов.

Его коллега Олег Шеин также считает, что победить харассмент на рабочем месте возможно, если его жертвы начнут доносить о подобных преступлениях руководству или в профсоюзы.

«Любая эффективная централизованная борьба делается через профсоюзы, которые обращают внимание начальства на факт преступления. Без этого единственный вариант, который остается у людей — это вытаскивать истории в социальные сети.

Мы видели недавно совершенно жуткие истории о домогательствах в группе медиа. Я был потрясен, когда все это читал. Вопиющие вещи», — сказал чиновник.

Депутат Нилов в то же время подчеркивает, что в комитет по труду и соцполитике ГД ни разу не поступали жалобы от россиян на харассмент на рабочем месте. «Ни разу не получили ни одного письма с жалобами на проявление вещей, касающихся харассмента», — сказал глава комитета.

Отметим, что в середине июля пользователи соцсети Twitter стали массово сообщать об харассменте со стороны журналистов. Сотрудников «МБХ медиа» уличили в групповом изнасиловании, бывшего журналиста Men's Health Russia Сергея Миненко, ведущего «Дождя» Павла Лобкова, а также журналиста Павла Никулина — в домогательствах, экс-сотрудника «Открытой России» Руслана Гафарова — в надругательстве.

Столичный Следственный комитет проводит проверку только в отношении сотрудников «МБХ медиа».

Новости и материалы
В Курской области сбили украинский беспилотник
В одном из городских округов Белгородской области объявили ракетную опасность
Российские бойцы при помощи «Искандеров» поразили базу украинских ССО
Российская авиация уничтожила боевиков в Сирии
Во время финала Лиги чемпионов на поле выбежал болельщик
ВСУ начали обстреливать Белгородскую область западным оружием
Украинские войска обстреляли Еленовку из РСЗО
Фермер нашел редчайший меч викингов во время разбора мусора
Бывший футболист сборной России оценил карьеру Крооса
В Белгородской области при атаке дрона на автомобиль пострадал один житель
Стали известны дата и место проведения Игр будущего
Эмир Кувейта назначил наследного принца
В Рязани на завод «Рязцветмет» вторглись вооруженные люди
Футболист «Пари НН» сравнил стыковые матчи РПЛ и финал Лиги чемпионов
«Кричала от боли»: жительница Путилково рассказала об избиении женщины во дворе дома
Зеленский обсудил с делегацией США право Киева бить западным оружием по РФ
Названа дата прощания с ушедшим из жизни депутатом ГД РФ Чилингаровым
Клуб РПЛ не исключил подписание контракта с Дзюбой
Все новости