Порядка тысячи детей, рожденных от российских суррогатных матерей, не могут воссоединиться со своими иностранными семьями из-за закрытых в связи с пандемией COVID-19 границ. Об этом сообщило издание The Guardian.
Некоторые младенцы родились еще в феврале и на протяжении всех этих месяцев находятся в съемных квартирах в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России — там за ними ухаживают няни.
«Эти дети растут каждый день. Им нужны родители. Это настоящая проблема»,
— заявила заместитель главы Кремлевского консультативного совета по правам человека Ирина Киркора.
В китайской соцсети WeChat 150 человек записали видеообращение, в котором выразили свою боль от того, что уже несколько месяцев они не могут увидеться с сыновьями и дочерьми.
На кадрах семьи умоляют российских чиновников выдать им специальные визы, описывают истории бесплодия, выкидышей и депрессий, которые им пришлось пережить до того, как они обратились к услугам суррогатных матерей.
«Без нашего ребенка мы страдаем», — заявил один из отцов. «Из-за этой пандемии мой малыш родился, но я не могу даже увидеть его», — сказал другой. Тем не менее Россия в настоящее время все еще не выдает визы гражданам Китая.
Между тем у британо-китайской пары из Шанхая Джеймса и Лин ребенок должен родиться в Москве в ближайшие несколько дней. Родители отчаянно борются за то, чтобы у них появилась возможность во время родов присутствовать рядом с суррогатной матерью.
Они рассказали The Guardian, что за их плечами неоднократные неудачные попытки зачать ребенка, долгое лечение от бесплодия, поездки в Москву для поиска суррогатной матери и несколько неудачных имплантаций оплодотворенной яйцеклетки в утробу согласившейся помочь женщины. Только в конце прошлого года все их старания завершились успехом.
«Сейчас мы пытаемся быть взрослыми и сильными. Но мы терпели столько месяцев. Теперь пора действовать», — заявила Лин The Guardian.
Она также отметила, что собрала все медицинские записи, вырезки из новостей о закрытых границах и документы, говорящие об их попытках добраться до дочери. «Мы хотим потом показать нашей девочке историю нашего воссоединения, которой она будет гордиться. Это наша философия», — подчеркнул Лин.
Помимо Джеймса и Лин, в Китае находятся еще 180 семей, у которых с начала пандемии родились дети от российских суррогатных матерей. Другие же родители, по словам Ирины Киркора, находятся в Сингапуре, Франции, на Филиппинах, в Аргентине и Австралии.
Вместе с тем закрытие границ создает дополнительные трудности и для самих суррогатных матерей, которые обычно отдают детей их биологическим родителям в течение нескольких дней после рождения. Теперь же некоторых женщин просят ухаживать за новорожденными — и многие из них от этого отказываются.
Также суррогатная мать, которая родила в мае, рассказала The Guardian, что отсутствие биологической семьи эмоционально усложнило весь процесс.
«Я чувствую, будто отдаю уже своего ребенка», — призналась она.
Осложняется ситуация и недавними арестами российских врачей-гинекологов, которые осуществляли услуги по суррогатному материнству, — их обвинили в торговле детьми. Кроме того, среди фигурантов есть переводчик, а также генеральный директор центра по суррогатному материнству.
Тем не менее, как объяснил «Газете.Ru» депутат Госдумы и бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, действия медиков не подпадают под эту статью. «Странно, ведь это разрешено. На этот счет нет никакого закона, но это не торговля людьми. Я нанимаю женщину, она мне оказывает услугу, а затем я с ней рассчитываюсь», — отметил он.
Между тем Ирина Киркора убеждена, что Россия должна позволить родителям приехать к своим детям, если те предоставят генетические тесты, подтверждающие их родство.
«Я, как и все, волнуюсь, что это коснется и моих клиентов», — заявила The Guardian директор московской компании, предоставляющей суррогатные услуги, Инесса Матович. «Мир сошел с ума, и самые маленькие, самые беззащитные существа пострадали», — заключила она.
Напомним, что суррогатное материнство разрешено только в нескольких странах мира. В частности — в России, Украине, Грузии и некоторых штатах США.