Противомалярийный препарат гидроксихлорохин имеет слишком много негативных побочных эффектов на организм человека, поэтому его использование при лечении COVID-19 стоит отменить. Об этом «Газете.Ru» сообщил руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, академик РАН Вадим Покровский.
«Я думаю, что следует отменить использование этого средства для борьбы с коронавирусом у нас в России. Гидроксихлорохин — это препарат, совершенно четко направленный на возбудителя малярии, который относится даже не к вирусам, а к простейшим организмам. То есть в эволюционном плане он сильно отличается от коронавируса. Некоторые считали, что гидроксихлорохин обладает неким противовоспалительным действием, поэтому будет сдерживать распространение COVID-19. Однако это оказалось неверно.
Кроме того, у него очень много побочных эффектов — в основном со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем. Поэтому, если взвешивать возможную пользу от него и возможный негативный эффект, то, конечно, негативный эффект всегда преобладает», — заявил Покровский.
Об опасностях, которые может таить применение гидроксихлорина при лечении коронавируса, ранее «Газете.Ru» рассказывал и директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний им. Марциновского Первого МГМУ им. Сеченова и член-корреспондент РАН Александр Лукашев.
«Гидроксихлорохин — это достаточно токсичный препарат, как и его близкий родственник мефлохин. Некоторые исследования говорят об отсутствии воздействия этого препарата на организм или очень серьезных побочных эффектах. В первую очередь, гидроксихлорохин токсичен для печени. Бывают и побочные эффекты со стороны нервной системы», — объяснял вирусолог.
Всемирная организация здравоохранения приостановила применение противомалярийного препарата гидроксихлорохин для лечения COVID-19 из-за повышенного риска смертности. Об этом сообщил гендиректор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус.
Для принятия решения по этому вопросу организация созвала заседание представителей профильной программы «Тесты солидарности», которая стартовала в марте. В ней участвуют свыше 400 больниц в 35 странах мира. Эксперты рассматривают четыре основных терапевтических лекарства и смеси лекарств, которые могут быть эффективны против COVID-19.
«Исполнительная группа «Тестов солидарности», которая представляет 10 стран-участниц, встретилась в субботу и согласилась оценить всеобъемлющий анализ и критическую оценку всех данных, имеющихся в глобальном масштабе. Исполнительная группа ввела временную паузу для тестирования гидроксихлорина в рамках «Тестов солидарности», пока эти данные будут пересмотрены Мониторинговой группой по безопасности данных», — заявил гендиректор ВОЗ.
Как отметил Гебрейесус, поводом задуматься о пригодности препарата для лечения больных стало исследование, опубликованное 22 мая изданием The Lancet. Его авторы изучили данные 96 032 пациентов с коронавирусом, лечившихся в 671 больнице на шести разных континентах. Около 15 тыс. из них принимали гидроксихлорин сам по себе или в сочетании с другими препаратами. Согласно полученным данным, среди последних было зафиксировано на 2% больше летальных исходов из-за стремительно развивавшихся болезней сердца.
Схожие данные ранее получили и американские ученые, исследование которых опубликовало агентство Associated Press. После изучения историй болезни 368 пациентов с COVID-19 они установили, что наибольшая смертность среди всех пациентов с коронавирусом была зафиксирована именно среди принимавших противомалярийный препарат — она составила 27,8%. 22,1% скончавшихся пациентов во время лечения принимали гидроксихлорохин вместе с антибиотиком азитромицином. При этом у больных, которые вовсе не получали данное лекарство, смертность составила всего 11,4%.
По мнению специалистов, гидроксихлорохин может повреждать внутренние органы инфицированных, что в итоге приводит к летальному исходу.
Тем не менее у неоднозначного препарата по-прежнему есть сторонники. Так, президент США Дональд Трамп ранее неоднократно признавался, что принимает гидроксихлорохин для профилактики новой инфекции. По его словам, он проходит тест на COVID-19 каждый день, но он еще ни разу не показал положительный результат.
«Я принимаю гидроксихлорохин прямо сейчас. Я принимаю по таблетке в день. Я бы сказал вам это три-четыре дня назад, но вы меня не спрашивали», — заявил Трамп, отметив, что врачи Белого дома были не против такого самолечения.
Вирусолог Центра эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи Виктор Ларичев поддержал решение Трампа. По его мнению, препарат действительно имеет определенные противопоказания, однако в целом не может считаться вредным.
«Этот препарат уже зарегистрирован как лечебное средство при малярии. Соответственно, сильно токсичным он быть не может. У него, конечно, есть свои противопоказания, но здесь просто нужно соотносить риски — что для вас опаснее: заболеть коронавирусом или получить поражение печени. Она, кстати, восстановится, как только препарат будет отменен», — сообщал Ларичев «Газете.Ru».
Тем не менее, принимать лекарство стоит только под наблюдением врача, уверен эксперт. «Необходимо смотреть побочные действия: поражение печени, нервной системы. Если врач их не обнаружил, то можно принимать дальше. Если же они есть, то препарат отменяют», — пояснил Ларичев.
Ранее применение китайского препарата гидроксихлорохин для борьбы с новым типом коронавируса COVID-19 одобрили и в Минздраве РФ. Как пояснили в ведомстве, данный препарат не имеет отличий от ранее зарегистрированных препаратов «с аналогичным международным непатентованным наименованием» по безопасности и эффективности.
«С позиций клинической фармакологии, никаких препятствий к использованию данной партии гидроксихлорохина нет», — сообщили в пресс-службе агентству ТАСС.
«Газета.Ru» направила в министерство здравоохранения запрос с целью выяснить, не намерены ли специалисты ограничить применение гидроксихлорохина для лечения пациентов с коронавирусом в России. На момент публикации материала ответа получено не было.