Всю эту историю начал сам Пашинян. К 75-летию Победы в Великой Отечественной он вдруг поделился историей в фейсбуке о своем деде.
Премьер особо отметил, что гордится носить его имя.
Средства массовой информации не поверили Пашиняну на слово и начали перепроверять изложенные им в соцсети сведения. И обнаружили кое-что совершенно неожиданное в обобщенном банке данных «Мемориал».
Соответствующий портал был создан с подачи российского Минобороны 13 лет назад с понятной целью: помочь родственникам участников Великой Отечественной установить их судьбы: судьбы многих теряются спустя десятки лет.
При этом достоверность содержащейся в базе информации не подвергается сомнению.
Ведь обрабатывались документы не только в российских, но и в немецких архивах. Опровергнуть данные «Мемориала», наверное и можно, но разве что в судебном порядке. Либо, если будут найдены какие-то новые архивы, которые коренным образом изменят представления об уже известных сведениях.
Вероятность этого — спустя 75 лет — как не трудно себе представить, крайне не велика.
В итоге выяснилось, что некий Николай Пашинян действительно принимал участие в баталиях Второй мировой войны. Но вовсе не на стороне Советского Союза. Его судьба на карточке военнопленного в базе описана как «сотрудничал с врагом».
Сам премьер также внёс сумятицу в биографию предка прямо накануне Дня Победы, заявив, что по одним документам тот погиб в феврале 1943 года, по другим — и вовсе пропал без вести. Причем произошло это то ли в Крыму, то ли под Сталинградом.
Столь туманные объяснения Пашиняна спровоцировали обсуждение темы в социальных сетях.
Кстати, особенность сайта «Мемориал» подразумевает, что информация об одной и той же персоне может быть представлена сразу несколькими страницами и источниками, и в этой связи в базе нашелся еще один Николай Пашинян, тоже умершеий в 1943 году. Якобы он и есть дед армянского премьера. А пособник нацистов — разумеется, совсем другой человек, предположили союзники премьера.
Впрочем, некоторые из них, похоже, готовы смириться, что именно воевавший за Третий рейх Пашинян и есть — дед Николы Пашиняна. Логика здесь такова: ну и что, что они родственники, мол внук не должен отвечать за деда.
И действительно, в духе «сын за отца не отвечает» выражался в свое время еще «отец народов».
Но Пашинян пока молчит.
В этой связи вспоминается еще один случай — с памятником Гарегину Нжде, которого рассматривают в Армении как одного из основоположников современной государственности. При этом его сотрудничество с Третьим рейхом считается установленным фактом*.
В начале 1940-х годов Нжде участвовал в создании армянских батальонов в составе вермахта. Кроме того, он вербовал агентов армянского происхождения для их переброски в советский тыл с целью совершения диверсий**.
В итоге его арестовал СМЕРШ, а умер Нжде во Владимирском централе.
Теперь эти две истории увязываются вместе.
Игнорирование же Пашиняном едва ли не главной обсуждаемой в стране темы кажется даже его сторонникам позицией не слишком убедительной. Откровенность по вопросу биографии деда скорее была бы записана ему в плюс. Равно как и потенциальный пересмотр позиции предыдущего правящего режима в Ереване относительно оценки Гарегина Ндже в истории страны.
Но премьер воздерживается от того, чтобы занять четкую позицию как по первому, так и по второму вопросу. Многие задаются вопросом, что за этим может стоять.
-------------------------------------
* Р.Амбарцумян «Г.Нжде. Биографические дополнения… », Ереван, 2005 г., с. 287-289.
** Деятельность военной контрразведки в завершающий период войны. // Великая Отечественная война 1941—1945 годов. — Воениздат, 2011—2015. — Т. VI. — С. 546.