Одним из приоритетов мэрии Москвы в 2020 году стало внедрение и развитие системы раздельного сбора твердых коммунальных отходов (РСО). На всех мусорных площадках столицы расставили контейнеры синего и серого цветов — для сбора заранее отсортированного вторсырья и смешанных, в том числе пищевых и загрязненных, отходов соответственно. Вывозится мусор разных категорий разными мусоровозами, но и тот, и другой отправляются на сортировочные станции, где из них извлекают ценные вторичные ресурсы — металл, стекло, пластик и так далее.
Чтобы повысить эффективность системы РСО уже в самом начале производственной цепочки, мэрия Москвы уже в январе оснастила разноцветными контейнерами почти 23 тысячи столичных мусорных площадок. И результаты не замедлили появиться — уже в первом квартале 2020 года процент отбора из сданного мусора вторичных материальных ресурсов пошел вверх.
По данным мэрии, в прошлом году из содержимого мусорных контейнеров удавалось отбирать примерно 25% вторсырья. За январь-март 2020 года город зафиксировал рост отбора вторичных материальных ресурсов на 71% - на переработку отправились 216,8 тысяч тонн вторичных ресурсов против 126 тысяч тонн за тот же период прошлого года. Если этот рост эффективности извлечения «вторички» сохранится и дальше, то объем отобранного вторсырья за год составит в Москве солидные 867 тысяч тонн. Разумеется, без внедрения системы раздельного сбора отходов таких высоких показателей достичь бы не удалось.
На этом фоне странно выглядят выступления отдельных представителей городской законодательной власти. Недавно один из депутатов Мосгордумы, Евгений Ступин (фракция КПРФ), опубликовал в принадлежащих ему аккаунтах соцсетей комментарий, в котором он выражает недовольство работой городских служб. Гнев депутата вызвало то, что столичные власти не взвешивают мусор, собранный в синие и серые контейнеры, по отдельности. Это, по его мнению, свидетельствует якобы о профанации и показухе в системе РСО.
Правда, из заявлений Ступина не совсем ясно, зачем нужно отслеживать объем сбора по разным группам контейнеров. Ведь согласно действующей технологической схеме, на досортировку и поступает содержимое как синих, так и серых контейнеров. Чистота отходов из синего контейнера сегодня, к сожалению, не превышает 60%, поэтому сортировать приходится весь столичный мусор. Но в случае синих контейнеров этот процесс значительно менее трудоемок. Вместе с тем, отмечают специалисты городского хозяйства, морфологический состав полезных компонентов из синих контейнеров все же весьма неоднороден и существенно разнится как в зависимости от места расположения контейнера, так и от того, в какой день недели его заполняли – в будни или в выходной.
В силу всех этих причин детальное исследование городского мусора, на котором настаивает депутат Ступин, является не только достаточно трудоемким и затратным, но и попросту бессмысленным. Да и рано пока пытаться оценить результаты столь масштабного проекта, как раздельный сбор отходов в столичном мегаполисе. Пары-тройки месяцев явно недостаточно не только для серьезных выводов, но и для выявления хоть сколько-нибудь заметных трендов.
В заключение остается пожелать москвичам упорства в домашней сортировке мусора. Помните, что решение экологических проблем любого региона зависит прежде всего от готовности населения соблюдать соответствующие нормы и правила. И если сегодня мы проигнорируем «мусорную» инициативу российских властей, то завтра нам самим придется жить в окружении переполненных свалок.