Рекомендации для работников и работодателей из-за нерабочей недели с 30 марта по 3 апреля опубликовало Министерство труда и социальной защиты РФ.
Во-первых, наличие нерабочих дней за указанный период не должно являться поводом для снижения зарплат. Однако оплата должна производиться, и не в повышенном размере, а в обычном, потому что нерабочие дни не относятся к выходным или праздникам.
Если работник находится в отпуске, то период с 30 марта по 3 апреля не включается в число дней отпуска — и на эти дни отпуск продлеваться не должен.
Кроме того, в Минтруде разъяснили, какие категории организаций будут работать на следующей неделе. Это все структуры жизнеобеспечения, аптеки, продуктовые магазины, банки и транспортная инфраструктура.
Будут работать также сотрудники социальных фондов: Пенсионного, Соцстрахования, Фонда ОМС. Чиновники — как государственные, так и муниципальные служащие — будут работать по решению руководителей.
Президент России Владимир Путин днем ранее сообщил, что всероссийское голосование по поправкам будет перенесено на другое число из-за угрозы распространения коронавируса нового типа. Это заявление российский лидер сделал, обращаясь к нации в эфире федерального телевидения. Впоследствии он подписал соответствующий указ.
«Нет ничего более важного, чем здоровье и жизнь граждан. Будем смотреть исходя из складывающейся ситуации. <...> Если ситуация потребует, мы тогда перенесем на более поздний срок это всероссийское голосование», — отметил Путин.
По его словам, в странах, где ситуация с коронавирусом гораздо серьезнее, от проведения выборов не отказываются. Однако если дату придется перенести на более поздний срок, закон не ограничивает власти. В Кремле уточнили, что новая дата проведения голосования будет определена позже отдельным указом президента.
Президент также объявил, что следующая неделя — с 30 марта по 3 апреля — будет выходной, с сохранением заработной платы. Заместитель главы социального комитета Совета Федерации Валерий Рязанский впоследствии подчеркнул, что выходная неделя на графике майских и новогодних праздников никак не скажется.
«Ни майские, ни новогодние праздники сокращаться не будут, президент об этом не говорил», — заверил сенатор РИА «Новости».
Ранее руководитель Роструда Иван Шкловец заявил, что следующие длинные выходные ждут россиян в мае — они будут приурочены ко Дню весны и труда, а также Дню Победы.
«В связи с празднованием <...> 1 мая россияне будут отдыхать пять дней подряд: по 5 мая включительно. Далее следует короткая рабочая неделя, которая продлится с 6 по 8 мая», – сообщил чиновник.
Шкловец добавил, что рабочие дни 30 апреля и 8 мая будут сокращены на один час, поскольку являются предпраздничными. День Победы также принесет с собой три выходных дня подряд — с 9 по 11 мая включительно.
В ноябре прошлого года Роструд напоминал россиянам об их трудовых правах. Работать в выходные сотрудники могут только в исключительных ситуациях, написав письменное согласие. Кроме того, в выходной день работа должна оплачиваться минимум по двойной ставке или же возмещаться лишним выходным днем.
В нерабочие дни к службе могут быть привлечены представители творческих профессий, если это оговорено в договоре или локальном документе, подчеркивали в ведомстве.
Россияне работают чуть ли не больше всех в мире — по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 2017 году россияне в среднем провели за работой 1980 часов (что на шесть часов больше, чем в 2016 году — «Газета.Ru»). Россия, таким образом, вошла в первую пятерку самых работящих стран. Больше трудились только в Мексике, Коста-Рике, Южной Корее и Греции.
Эксперты считают, что попытки увязать проблемы российского экономического роста с наличием длинных праздников в стране являются лишь своеобразным побегом от реальных шагов по решению структурных проблем c российской производительностью труда. Ранее тогда еще глава Минэкономразвития Максим Орешкин называл четыре причины низкой производительности труда в РФ.
Первой причиной, по мнению экс-министра, является низкий уровень управленческих и технологических компетенций проблемных предприятий, второй — неразвитость механизмов проектного финансирования. Третья причина — в нормативной базе для многих отраслей существует множество барьеров. Четвертая причина сопряжена с высокими рисками массовых сокращений и неэффективными механизмами поиска нового трудоустройства.