«Наш оптимальный уровень тревоги, который позволяет нам оставаться в тонусе, превращается в тревожность, порождает страх и приводит к панике. Причина такой паники как сейчас кроется в страхе неизвестности и невозможности контролировать то, что раньше всегда было в наших силах. Поэтому помимо заботы о физическом здоровье и соблюдении профилактики заражения коронавирусом крайне важно сейчас позаботиться о сохранении психического здоровья и психологического благополучия», — пояснил академик.
По словам психолога, все должны помнить, что вынужденные ограничения, изоляция и другие меры предосторожности временны — обязательно наступит момент, когда люди вернутся к привычной жизни и продолжат свое личностное и профессиональное развитие.
«В связи с этим важно уже сейчас распланировать свой график так, чтобы выход из «кризиса», в котором мы находимся, не был еще более болезненным, чем его начало. Поэтому в первую очередь нам надо научиться рефлексии и критичности, которые помогут нам самоорганизоваться и не впасть в депрессию после недолгой эйфории от свободного графика жизни дома. Мы должны быть готовы к тому, что наше настроение может меняться, оно начинает зависеть от условий нашего функционирования. Если раньше наш график жизни на работе сменялся отдыхом дома, то теперь мы оказываемся в ситуации, когда только мы сами можем зонировать как свое помещение для различных видов деятельности, так и свои эмоции», — подчеркнул профессор.
Он указал, что сила воли и внутренняя мотивации сохранить себя и свою работоспособность позволит не впасть в депрессию и не поддаться панике и агрессии. Также, Зинченко напомнил о необходимости сохранения благополучных внутрисемейных отношений с детьми, супругами и родителями.
«Одно дело мы все встречаемся дома за семейным ужином, делимся впечатлениями прошедшего дня, а другое дело, когда мы оказываемся в замкнутом пространстве все вместе, при этом у каждого из нас организуется свой график жизни, который может не совпадать с графиком других членов нашей семьи. Мы должны помнить, что личное пространство должно быть у каждого, независимо от того, в каких условиях мы оказались. И здесь необходимо заняться не только самоорганизацией, но и помочь самоорганизоваться близким, учитывая их интересы и права. Поэтому пандемия и изоляция — это еще и испытание на прочность семейных отношений», — детализировал специалист.
Он рассказал, что некоторым родителям будет казаться: лучший способ пережить изоляцию для детей — это забить их день полезными развивающими занятиями так, чтобы не было ни минуты свободного времени. Однако в каждом возрасте у каждого ребенка есть свой индивидуальный ресурс памяти, внимания, саморегуляции, который отграничивает развитие от переутомления, предупредил собеседник «Газеты.Ru».
«В дошкольном возрасте уместны игровые формы развития, которые позволяют ребенку проигрывать социальные ситуации, нормы и правила поведения, которые потом станут основой для их поведения. Однако, мы должны помнить, что для дошкольника час усердных занятий на запоминание или удержание внимание — это предел, за который не стоит выходить. Для младших школьников учебная деятельность является ведущей и способствует интеллектуальному и психическому развитию детей. Но опять-таки нельзя просто дать школьнику тысячу заданий, который он должен выполнять в течении всего дня. Самый главный элемент учебы — это обратная связь, которая позволяет ребенку ощущать значимость своих стараний», — рассказал ученый.
Наиболее противоречивый возраст – подростковый, добавил декан, поскольку, здесь помимо внутренних изменений в эмоциональной сфере подростка, особым испытанием становится выстраивание отношений с родителем и организация контроля за всем, что происходит в жизни ребенка.
«В подростковом возрасте особую роль играет общение со сверстниками и кумирами, через которые подросток познает мир социальных отношений, формирует собственные ценности. Наша задача — стать для него другом на сколько это возможно и оказать поддержку, если она ему требуется», — заявил эксперт.
Возвращаясь к ограничениям, академик напомнил о том, что сниженная физическая активность — это тоже фактор риска для снижения иммунитета и тонуса.
«Да, мы сейчас меньше передвигаемся по улице, не можем посещать бассейн и фитнес центры, но зато у нас появляется время и возможность заниматься физической культурой дома, перейти на правильное питание, найти новые полезные рецепты красоты и здоровья в сети. А главное, мы можем всей семьей объединиться против вируса и создать островок здорового образа жизни, не выходя из дома», — сообщил профессор.
По его словам, преподаватели МГУ в режиме удаленной работы обеспечивают полноценный образовательный процесс для студентов, осваивая вместе с ними новые технологии и онлайн платформы — это отличная почва для проявления креативности всех участников образовательного процесса, когда только совместное желание получать качественные знания позволяет быстро и ловко перестроиться на новые условия обучения.
«Так как все мы разные, у нас по-разному происходит восприятие одной и той же ситуации. Кому-то достаточно получить поддержку и внимание близких, чтобы не поддаться панике, а кому-то требуется помощь профессионалов — психологов, психиатров, социальных работников. Уже сейчас в стране работает несколько горячих линий и сайтов поддержки для всех, кто чувствует неуверенность, панику, или просто не знает, как ему организовать собственную жизнь в условиях пандемии и ограничений. Волонтеры факультета психологии МГУ уже принимают активное участие в работе горячих линий по всей стране и готовы оказать квалифицированную помощь всем, кто в ней нуждается», — рассказал ученый.
Также Российское психологическое общество совместно с Европейской федерацией психологических ассоциаций и Международным союзом психологической науки при ЮНЕСКО регулярно обменивается рекомендациями и опытом по психологическому сопровождению людей в условиях пандемии.
Кроме того, Зинченко сообщил, что 24 марта федеральный ресурсный центр психологической службы в системе образования РАО проведет онлайн совещание с главными внештатными педагогами-психологами субъектов РФ, посвященное первоочередным мерам психологического сопровождения обучающихся, педагогов и родителей в условиях дистанционного обучения.
«Наша общая задача – минимизировать возможность контакта с вирусом, а вируса с нами. Мы должны изолировать себя, чтобы создать социальную депривацию самому коронавирусу и не дать ему возможность ввести нас в состояние реальной изоляции, ограничений и неудобств. Следуя психологическим рецептам сохранения психологического благополучия и самоорганизации в условиях пандемии, мы сможем вместе бойкотировать вирус и безболезненно вернуться к привычной жизни», — подытожил Зинченко.