ФСБ сможет получить право на 180 дней блокировать связь с определенными странами, если с их территории будут поступать звонки с ложными сообщениями о террористических актах. Об этом сообщает принадлежащее Григорию Березкину издание РБК со ссылкой на осведомленные источники.
Такую возможность чекисты могут получить благодаря законопроекту, разработанному по поручению российского Совета Безопасности для борьбы с телефонным терроризмом. Поправки будут созданы к 2020 году.
Поручение Совбеза выполняет межведомственная рабочая группа, собранная из представителей Минкомсвязи, Роскомнадзора, Федеральной антимонопольной службы, операторов «большой четверки», аналитического центра «Форум» и 12-го Центра ФСБ, отвечающего за обеспечение информационной безопасности РФ.
Какие именно данные смогут блокировать спецслужбы, не сообщается. Источник заявил изданию, что оператор должен будет не только заблокировать интернет-трафик, но и голосовую связь. Оба вида трафика передаются по одним и тем же каналам, поэтому по отдельности их разблокировать тяжело.
Два других источника считают, что блокировать будут голосовые звонки и СМС-сообщения.
В конце зимы года начальник 12-го Центра ФСБ Михаил Михайлов направлял крупным провайдерам письма с просьбой заблокировать несколько десятков IP-адресов в связи с массой ложных сообщений о терактах. По данным Генпрокуратуры, в 2018 году следственными органами было заведено около 1,3 тыс. уголовных дел по соответствующей статье УК.
Массированная телефонная атака впервые была совершена на десятки городов России осенью 2017 года. Ни одно из сообщений по итогам работы специальных и экстренных служб не подтвердилось. Только в Москве в правоохранительные органы поступило более 600 звонков с угрозами. Ущерб от телефонных «минирований» в столице составил 150 млн рублей, сообщали в ФСБ. Всего по стране были эвакуированы 2 млн человек из тысяч торговых центров, вокзалов и других объектов.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя ложные сообщения о «минировании» в регионах, выразил надежду, что спецслужбы вычислят всех злоумышленников.
«Это уже не первый день происходит. Подобные волны, к сожалению, имели место и в прошлом. Это наказуемое деяние, спецслужбы работают над этим. Нужно выразить надежду, что будет раскрыто, кто стоит за этими провокационными действиями», — заявил представитель Кремля репортерам.
По факту телефонных атак было возбуждено уголовное дело по статье 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» с наказанием в виде штрафа до 1 млн рублей либо лишением свободы на срок до пяти лет. 31 октября глава Следственного комитета (СКР) Александр Бастрыкин предложил ужесточить наказание за телефонный терроризм.
В декабре 2017 года Госдума приняла в третьем, окончательном чтении проект закона об увеличении максимального срока наказания за «телефонный терроризм» с 5 до 10 лет лишения свободы. Закон подписал президент РФ Владимир Путин.
Тюрьма грозит гражданам, которые сообщили о «минировании» объектов социальной инфраструктуры (школ, больниц и университетов) или за причинение ущерба на сумму свыше 1 млн рублей. Для таких нарушителей предусмотрено от трех до пяти лет тюрьмы или штраф в размере от 500 до 700 тыс. рублей.
Лишение свободы на срок от шести до восьми лет или штраф от 700 тыс. до 1 млн рублей последует за звонки, дестабилизирующие деятельность органов госвласти.
Наиболее жесткое наказание ждет «террориста», совершившего ложный звонок, если в результате этого погиб хоть один человек или наступили иные тяжкие последствия. В этом случае виновному грозит от восьми до 10 лет тюрьмы или штраф в размере от 1,5 до 2 млн рублей.
Тогда же замглавы МВД Игорь Зубков заявил, что основная масса звонков о ложном минировании зданий поступила «с мест концентрации террористов в Сирии». Он отметил, что речь шла о «кибернападении на территорию РФ». Кроме того, звонки совершались с территории Турции, Украины, Соединенных Штатов, Канады, Казахстана и Узбекистана. Чиновник, однако, не уточнил, каким образом удалось вычислить, что звонки шли именно из лагерей сирийских боевиков-исламистов.
Представитель ведомства оценил ущерб от телефонного терроризма в несколько миллиардов рублей.