В Москве вновь задержали мать ребенка-инвалида, которая через интернет купила незарегистрированное в России лекарство. Об этом в фейсбуке сообщила директор детского хосписа «Дом с маяком» Лида Мониава.
По ее словам, препарат фризиум ребенку, который страдает эпилепсией, назначил врач. Мать по имени Елена заказала для сына лекарство через интернет, посылка должна была прийти на почту. Фризиум не внесен в Государственный реестр лекарственных средств и входит в список психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен. Существует индивидуальный порядок ввоза подобных препаратов в страну — при наличии документов, подтверждающих факт назначения лекарств.
Елена пришла на почту за посылкой в выходные, однако ее попросили прийти снова в понедельник. «Зная историю с задержанием на почте другой мамы, Лена почувствовала что-то неладное. Но делать нечего — ребенку нужно лекарство и аналогов в России нет», — написала Мониава.
12 августа женщина вернулась в отделение почты, расписалась, взяла в руки коробку, и в этот момент ее задержали сотрудники Федеральной таможенной службы (ФТС). Женщину допрашивали в течение пяти часов, а затем конфисковали посылку с лекарством.
«Сотрудники отдела по борьбе с контрабандой наркотиков говорили маме, что должны ее арестовать и посадить в тюрьму, но войдут в положение и делать этого не будут. Сказали, еще несколько посылок с фризиумом пришло в Москву, и они про них в курсе», — говорится в сообщении Мониавы.
Тем не менее в отношении задержанной возбудили уголовное дело из-за незаконного ввоза препарата. Кроме того, правоохранители провели в доме Елены обыск и изъяли системный блок от компьютера.
В сообщении Минздрава РФ, которое поступило в «Газету.Ru», отмечается, что инициатива о регистрации лекарства может исходить только от компании-производителя препарата. Производитель фризиума никогда не представлял его на регистрацию, подчеркнули в ведомстве.
«По поручению Министра здравоохранения России Вероники Скворцовой, Российская противоэпилептическая Лига готовит экспертное заключение по эффективности лекарственного препарата фризиум и в том числе о возможности замены этого препарата комбинациями зарегистрированных препаратов», — говорится в сообщении Минздрава.
Председатель Совета при президенте РФ по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов рассказал журналистам, что 16 августа на заседании члены СПЧ обсудят историю с очередным задержанием матери больного ребенка.
После прошлого подобного случая в Министерстве здравоохранения обещали пересмотреть правила использования и транспортировки незарегистрированных медпрепаратов, однако пока никаких изменений не было, отметил Федотов.
История Елены как две капли воды похожа на случай Елены Боголюбовой. Месяц назад, 16 июля, ее также арестовали в Москве на почте при получении посылки с фризиумом для сына, страдающего эпилепсией. По словам женщины, она не знала, что делает что-то незаконное.
Лида Мониава сообщила, что фризиум Боголюбовой посоветовали в РНИМУ им. Пирогова в 2017 году. По ее словам, в выписке кандидат медицинских наук Марина Дорофеева написала, что если мальчику не поможет отечественный препарат, то надо переходить на фризиум.
В свою очередь в Минздраве заявили, что это лекарство Боголюбовой в день консультации в 2017 году устно посоветовали как «потенциальный препарат резерва при отсутствии эффекта от всех рекомендованных мероприятий».
Тогда задержание Боголюбовой вызвало общественный резонанс. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Минздраву обязательно напомнят о необходимости навести порядок в системе оборота медикаментов для паллиативной помощи.
В случае с Боголюбовой полиция не нашла оснований для возбуждения уголовного дела в ее отношении.
Летом прошлого года в Москве завели уголовное дело о наркоторговле в отношении другой матери ребенка-инвалида Екатерины Конновой. Женщина решила продать через интернет излишки дорогостоящего диазепама в микроклизмах, поскольку ее шестилетнего сына, страдающего эпилепсией, перевели на другой препарат. Закупка оказалась проверочной. При передаче лекарства к женщине подошли правоохранители и объяснили, что препарат не зарегистрирован в России, а ее подозревают в сбыте наркотиков.
После возбуждения уголовного дела Конновой грозило от 4 до 8 лет тюрьмы. Общественность встала на ее защиту — петицию с требованием закрыть дело подписали более 286 тыс. человек. Спустя две недели после задержания Конновой ГУ МВД Москвы закрыло дело. Следствие признало, что в ее действиях не было злого умысла. Как и в случае с Боголюбовой, незадолго до этого Дмитрий Песков заявил, что Кремль обратил внимание на историю женщины.
Хотя в отношении Боголюбовой и Конновой прекращены уголовные дела, у их сыновей до сих пор нет доступа к жизненно необходимым лекарствам. «Адресная закупка от Минздрава все еще не произведена. Лекарства все еще не зарегистрированы», — отметила Лида Мониава. По ее данным, в стране сегодня более двух тысяч пациентов нуждаются в препаратах, незарегистрированных в РФ.