Президент России Владимир Путин провел в Москве экстренное совещание с министром обороны Сергеем Шойгу, посвященное аварии на научно-исследовательском глубоководном аппарате АС-31 около Североморска, в которой погибли 14 моряков-подводников.
«Сейчас аппарат находится на базе в Североморске. Проводится изучение его состояния. Задача по расследованию трагедии возложена на комиссию под руководством главнокомандующего Военно-морским флота адмирала Николая Евменова», — доложил Шойгу.
«Это не обычное судно, а научно-исследовательское. Экипаж высокопрофессиональный. В соответствии с вашими предварительными докладами: из 14 погибших — 7 капитанов первого ранга, два Героя России. Это большая потеря для флота и вообще для армии. Я приношу самые искренние соболезнования семьям погибших. Нужно сделать все, чтобы оказать им помощь и поддержку», — сказал глава государства.
Путин также попросил Шойгу лично выехать в Североморск, чтобы заслушать доклады по тому, как идет расследование причины трагедии.
Глава государства принял решение отменить участие в форуме «Реки России» ради срочной встречи с главой военного ведомства, сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По поручению президента к участникам мероприятия обратится вице-премьер Ольга Голодец.
Следственный комитет России также начал доследственную проверку по факту гибели 14 моряков в результате пожара.
Ранее в Минобороны рассказывали, что аппарат предназначался для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота РФ. Пожар произошел во время биометрических измерений.
Члены экипажа потушили пожар самостоятельно, но 14 человек погибли в результате отравления продуктами горения. Всего на станции находились 25 членов экипажа, 11 удалось спасти. На подлодке находились офицеры не ниже капитанов третьего ранга, передает портал B-Port.
По предварительным данным, причиной трагедии стало короткое замыкание в электрических сетях глубоководной станции. За ходом расследования всех обстоятельств трагедии следит главнокомандующий Военно-морским флотом Николай Евменов, передает ФАН.
Бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов считает, что в целом причиной трагедии стало игнорирование каких-либо инструкций экипажем или конструкторами, передает НСН.
«Я уверен, что опять какой-то недосмотр. Когда идет приготовление корабля к боепоходу, все должно быть по инструкции.
Наверняка, где-нибудь что-нибудь сделали не так. Жалко, что люди погибли. Ну, какие могут быть недосмотры? Либо техническая ошибка, то есть недоработка, это конструкторы виноваты, либо человеческий фактор», — пояснил военный.
Он пояснил, что все отсеки в любом подводном аппарате имеют возможность герметизации.
«Обычно каждая подводная лодка имеет отсеки, а они герметизируются. Для того чтобы не погибли все, в жертву приносятся загерметизированные отсеки. Если включается объемное пожаротушение, то они должны обязательно включиться в свои индивидуальные аппараты. Такого количества погибших не должно быть! Это по какому-то недосмотру», — подчеркнул адмирал.
В мае нынешнего года стало известно, что более 17 млн руб. требуют приставы с экс-командира дивизиона подводных лодок капитана I ранга Игоря Мартемьянова и бывшего командира подводной лодки «Краснодар» капитана II ранга Дениса Сопина.
В 2016 во время учений в Балтийском море подводная лодка «Краснодар» во время всплытия столкнулась с иностранным судном, которое особых повреждений не получило, а подлодку пришлось ремонтировать.
Ленинградский окружной военный суд, согласно базе данных ФССП, выдал 21 марта этого года Игорю Мартемьянову исполнительный лист, по которому он обязан заплатить 5 млн руб.
В то же время его сослуживец Денис Сопин должен оплатить судебные издержки в размере 21,7 тыс. руб, соответствующий иск подавало Минобороны. Большую часть взыскания — 12 млн руб — он уже оплатил.
Месяцем ранее
в Иране произошел взрыв на подводной лодке в порту Бендер-Аббас.
Инцидент произошел во время ремонтных работ на судостроительном заводе. В результате взрыва погибли три человека.
В марте сообщалось, что причиной гибели подводной лодки «Сан-Хуан» военно-морских сил Аргентины, затонувшей в ноябре 2017 года около атлантического побережья страны, был взрыв — об этом сообщил командующий ВМС Давид Бурден.
Он пояснил, что ЧП предшествовало попадание воды в аккумуляторные баки дизель-электрической подлодки, что привело к короткому замыканию. По мнению Бурдена, морская вода затекла через клапан E19.
Боевая дизельно-электрическая подводная лодка ВМС Аргентины TR-1700 «Сан-Хуан» в ноябре 2017 года вышла в море с базы «Ушуая», располагающейся к юго-западу от Магелланова пролива на острове Огненная земля. Экипаж перестал выходить на связь 15 ноября. Судно пропало с радаров неподалеку от побережья Аргентины в 250 морских милях (400 км) от Буэнос-Айреса.
Известно, что на борту судна находились 44 человека вместо положенных 37, причем «лишние» семь человек не были моряками. Также на подлодке были двое пловцов подразделения спецназначения ВМС Аргентины и сотрудник флотской службы разведки.
Неделю спустя
в 50-километровой зоне от места последнего выхода на связь был зафиксирован мощный отрывистый шум, который можно трактовать как звук взрыва.
«Была получена информация о том, что произошло аномальное, одиночное, короткое, мощное явление неядерного характера, сообразное взрыву», — заявил представитель ВМС Аргентины Энрике Балби.
«Сан-Хуан» была полностью разрушена в результате взрыва в течение 40 миллисекунд — сообщалось в докладе управления военно-морской разведки США. Взрыв, по мощности приблизительно равный шести тоннам в тротиловом эквиваленте, произошел на глубине 400 м.