Кто виноват в трагедии SSJ-100? МАК подготовил доклад
МАК в ближайшее время опубликует доклад по катастрофе SSJ-100
На месте крушения самолета Sukhoi Superjet 100, следовавшего рейсом «Аэрофлота» SU1492 из Москвы в Мурманск, в аэропорту Шереметьево, 6 мая 2019 года
Pavel Golovkin/APНа этом «Газета.Ru» приостанавливает свою онлайн-трансляцию — мы возобновим ее сразу после публикации предварительного отчета по катастрофе SSJ-100. Следите за новостями здесь. До скорой встречи!
В самом Межгосударственном авиационном комитете (МАК) отказываются комментировать ход расследования катастрофы самолета Sukhoi Superjet.
«МАК не комментирует ход расследования авиационного инцидента в Шереметьево до опубликования официального промежуточного отчета», — сообщили ТАСС в ведомстве.
Sukhoi Superjet 100
Владимир Астапкович/РИА «Новости»При этом эксперты ранее высказывали мнение, что участие Межгосударственного авиационного комитета в сертификации SSJ-100 ставит под сомнение принцип независимости расследования катастрофы. По словам источника РИА «Новости», это также нарушает требования международной организации гражданской авиации (ИКАО).
«МАК в 2011 году занимался сертификацией самолета SSJ100, а в документах ИКАО, приложении 13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов» говорится, что «государство обеспечивает независимость организации, проводящей расследование авиационных происшествий и инцидентов, от других авиационных организаций государства», — отметил собеседник агентства.
Ранее в МАК сообщали, что предварительный отчет об итогах расследования катастрофы SSJ-100 в «Шереметьево» появится в течение двух-трех месяцев. Полный отчет комитет намерен опубликовать в срок до года.
В МАК также уточнили, что в отчете будут изложены фактические сведения о том, как проходил полет SSJ-100. Никаких обвинительных заключений в нем не будет.
«В соответствии с международной и российской практикой в отчете не указываются причины катастрофы», — сообщили представители ведомства.
В Межгосударственном авиационном комитете «Газете.Ru» сообщили, что точные сроки публикации предварительного доклада определить сложно. В МАК сомневаются, что документ будет опубликован сегодня. «Скорее всего, нет», — пояснили в пресс-службе.
Пока все ждут предварительного доклада МАК, агентства публикуют заявление замминистра МЧС Павла Барышева о ситуации, сложившейся в «Шереметьево» после аварийной посадки SSJ-100.
По словам чиновника, дополнительные расчеты спасателей не сразу пустили в аэропорт, так как полоса была закрыта полоса. «Подразделения МЧС не пустили на усиление. Подразделения, которые сработали непосредственно в очаге возгорания самолета, были на месте. Они сработали», — пояснил он.
Фюзеляж самолета Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот» на следующий день после катастрофы в аэропорту Шереметьево, 6 мая 2019 года
Следственный комитет России/РИА «Новости»При обсуждении предварительного отчета все члены комиссии пришли к выводу, что на данном этапе расследования рекомендации, сделанные в донесении, являются достаточными.
В МАК подчеркнули, что предварительный отчет будет опубликован в ближайшее время после его окончательной корректорской выверки.
Проект предварительного отчета о катастрофе SSJ-100, который включает в себя более 100 страниц, был обсужден и принят на заседании технической комиссии. В нее вошли специалисты МАК, представители Росавиации, «Аэрофлота» и АО «Гражданские самолеты Сухого».
Как сообщили в комитете, техническая комиссия изучила фрагменты SSJ-100, провела анализ полученной информации, расшифровала и анализировала данные бортовых и наземных средств объективного контроля, а также видеозаписей камер наружного наблюдения. В итоге была составлена схема авиационного происшествия.
«На основании данных средств объективного полета была представлена полная реконструкция полета с воспроизведением синхронизированных записей переговоров членов экипажа между собой и с диспетчерскими службами аэропорта Шереметьево», — пояснили в МАК.
После небольшого перерыва «Газета.Ru» продолжает вести хронику событий, связанных с расследованием трагедии SSJ-100. Буквально несколько минут назад в МАК заявили, что специалисты реконструировали полет разбившегося в Шереметьево самолета.
Напомним, что Следственный комитет рассматривает три возможных версии ЧП: недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и проводящих техосмотр лиц; неисправность самолета, а также плохие метеоусловия.
Фюзеляж самолета Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот» на следующий день после катастрофы в аэропорту Шереметьево, 6 мая 2019 года
Следственный комитет России/РИА «Новости»В своем последнем заявлении для прессы от 31 мая МАК сообщил, что расследование ведет техническая комиссия, в состав которой вошли представители «Аэрофлота», «Гражданских самолетов Сухого» и Росавиации.
«В настоящее время ведется работа по анализу расшифровок и другой информации и над предварительным отчетом о катастрофе, который будет содержать описание событий и выполненные комиссией действия к установленному правилами 30-дневному сроку», — говорилось в заявлении.
Ожидание публикации предварительного отчета МАК затягивается: возможно, несмотря на обещания, сегодня его и не опубликуют. Дело в том, что в Межгосударственном авиационном комитете не знают о возможной публикации предварительного расследования обстоятельств аварийной посадки SSJ-100 в аэропорту Шереметьево. Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службе МАК.
«У нас такой информации нет», — сказали в МАК.
МАК в ответ на заявления в СМИ своего специалиста сообщил, что Владимир Кофман не имеет отношения к расследованию катастрофы в Шереметьево.
В пресс-службе «Аэрофлота» заявили тогда, что до окончания расследования делать выводы о причинах трагедии недопустимо. «Подобный комментарий является попыткой манипуляции общественным мнением, что недопустимо, особенно для участников расследования. Распространение информации относительно обстоятельств катастрофы до окончания расследования не допускается действующим законодательством. И ведущий эксперт МАК, как организации, проводящей расследование, обязан это знать», — говорилось в заявлении «Аэрофлота».
Публикация информации о возможных причинах катастрофы вызвала резкую реакцию и в МАКе, и в «Аэрофлоте». И там, и там с неудовольствием восприняли тот факт, что специалист МАКа Владимир Кофман в конце мая сообщал СМИ о том, что «там уже все известно», и к трагедии привели ошибки пилотов.
В методических рекомендациях для экипажей и руководстве по летной эксплуатации SSJ 100, как сообщает издание, подробно расписан порядок действий в режимах EEC и DM — в частности, EEC не требует, чтобы пилоты немедленно сажали самолет и подавали сигнал бедствия. Им требуется подать другой сигнал — срочности, что подразумевает, что опасности для жизни пассажиров и экипажа нет. Этим «Коммерсант» объяснил, почему самолет после приземления не встречали пожарные расчеты.
На месте крушения самолета Sukhoi Superjet 100, следовавшего рейсом «Аэрофлота» SU1492 из Москвы в Мурманск, в аэропорту Шереметьево, 6 мая 2019 года
Pavel Golovkin/APПо сведениями источников газеты, молния ударила в самый нос самолета, после чего сработала грозовая защита SSJ-100 — она отключила генераторы самолета и перевела электроснабжение потребителей на аккумуляторные батареи. Был запущен режим Emergency Electrical Configuration (EEC). Вслед за этим включился режим прямого управления самолетом Direct Mode (DM) — это означало, что бортовой компьютер перестал автоматически корректировать возможные ошибочные действия пилотов.
Однако интерес общественности к причинам резонансной катастрофы заставляет СМИ публиковать все новые и новые подробности трагедии со ссылкой на источники, близкие к расследованию. В частности «Коммерсант» выяснил, что в самолет действительно сразу после взлета ударила молния, что создало внештатную, однако не чрезвычайную ситуацию.
На публикацию документа Росавиации «Аэрофлот» — а именно его рейс, как мы помним, потерпел катастрофу — отреагировал неодобрительно. По словам представителей авиакомпании, документ Росавиации был истолкован неправильно. «Аэрофлот» обратил внимание, что доклад Росавиации не содержит выводов об ошибках экипажа или о нарушении им каких-либо инструкций. «Оценки и выводы будут даны соответствующими полномочными органами, официально расследующими данное происшествие», — заявили в авиакомпании.
«Третье приземление самолета произошло на скорости 140 узлов (258 км/ч) с вертикальной перегрузкой не менее 5 g», — сообщается в документе. Сразу за этим последовало разрушение конструкции самолета — пролилось топливо, начался пожар.
Второе приземление самолета произошло уже через 2 секунды — SSJ-100 влетел в полосу на приборной скорости 155 узлов (287 км/ч) с опережением на переднюю опору шасси. Вертикальная перегрузка на тот момент составила уже не менее 5,85 g. После этого самолет опять отделился от ВПП на высоту 6 метров.
Первое приземление командир SSJ-100 совершил на три стойки шасси. «На удалении 900 метров от входного торца взлетно-посадочной полосы (ВПП) и скорости 158 узлов (293 км/ч) произошло первое касание самолета ВПП на «три точки» с вертикальной перегрузкой не менее 2.55 g ( ускорение) с последующим отделением на высоту около 6 футов (2 метра)», — отмечается в документе.
В документе Росавиации уточнялось, что самолет совершил три попытки приземлиться, причем с большими перегрузками.
Кроме того, Росавиация сообщила, что капитан самолета SSJ-100 производил резкие манипуляции с ручкой управления лайнером, из-за чего самолет колебался то вверх, то вниз. «Командир воздушного судна выполнил несколько знакопеременных отклонений ручкой управления с большой амплитудой (вплоть до максимальных значений), что привело к знакопеременным изменениям угла тангажа (от плюс шести градусов до минус двух)», — пояснили представители ведомства.
Кадр из видео
НТВТакже было установлено, что экипаж SSJ-100 не выпустил тормозные щитки при заходе на посадку, при этом закрылки самолета были выставлены экипажем в соответствии с инструкцией. «В режиме «direct mode»/«минимальный режим fcs» автоматический выпуск тормозных щитков (интерцепторов) не предусмотрен, ручной выпуск экипаж не производил», — сообщалось в докладе Росавиации.
Свой доклад об обстоятельствах трагедии еще 17 мая опубликовала Росавиация. В нем в частности отмечалось, что SSJ-100 заходил на аварийную посадку в «Шереметьево» с превышением максимальной массы на 1,6 тонны, но без превышения скорости.
«К моменту входа в глиссаду масса самолета составляла около 42,6 тыс. кг, что на 1,6 тыс. кг превышало максимально допустимую посадочную массу. Снижение по глиссаде осуществлялось без существенных отклонений на скорости 155-160 узлов (287-296 км/ч). Согласно руководству по летной эксплуатации, скорость захода на посадку для имевшихся условий составляет 155 узлов», — говорилось в документе.
О том, что предварительные выводы экспертов будут обнародованы именно 5 июня, рассказал 31 мая ведущий эксперт МАКа Владимир Кофман. Тогда же он заявил, что причины катастрофы уже известны. «Когда исполнится месяц, то есть 5 июня, к этому дню должен быть опубликован промежуточный отчет. Но там все уже известно: катастрофа произошла из-за грубых приземлений», — приводит слова Кофмана ТАСС.
Собеседник агентства добавил, что в отчете будут даны оперативные рекомендации по безопасности полетов.
О том, что отчет действительно готов, сообщил источник ТАСС. «Промежуточный отчет подготовлен опытнейшими специалистами по расследованию авиакатастроф МАК. Он включает в себя анализ полета, состояние воздушного судна, описание действий экипажа, наземных служб, аварийно-спасательных и пожарных команд», — сказал собеседник агентства.
На месте крушения самолета Sukhoi Superjet 100, следовавшего рейсом «Аэрофлота» SU1492 из Москвы в Мурманск, в аэропорту Шереметьево, 6 мая 2019 года
Pavel Golovkin/APЗдравствуйте, дорогие друзья! Сегодня исполнился ровно месяц со дня трагедии в Шереметьево, когда самолет SSJ-100, вылетевший из Москвы в Мурманск с 73 пассажирами и пятью членами экипажа на борту, вернулся в аэропорт Шереметьево, и в результате жесткой посадки загорелся. Тогда в результате пожара погиб 41 человек. Межгосударственный авиационный комитет обещал опубликовать сегодня предварительный отчет об итогах расследования обстоятельств трагедии. «Газета.Ru» ждет его в режиме онлайн.