В России менять надо до трети всех теплосетей, причем делать это с частотой по 5% в год, сообщил на прошлой неделе Минстрой.
Присутствовавший на встрече заместитель министра энергетики Андрей Черезов заметил, что его ведомство контролирует только магистральные трубопроводы высокого давления, которые идут до распределительных сетей.
«В этих сетях аварийность довольна невысокая», — подчеркнул он.
«Если брать, например, статистику, у нас в январе в субъектах было 22 случая аварий в теплосетях. Это связано не с магистральными трубопроводами, а с трубопроводами, которые находятся в собственности муниципальной», — заметил Черезов.
Коллеги говорят, что основные нарушения в работе по теплоснабжению связаны с распределительной сетью, продолжил замминистра.
Решать же проблемы, по мнению чиновника, нужно следующим образом: «Во-первых, наша позиция как Минэнерго, поддержана правительством: есть вопрос, связанный с переходом на альткотельную. Второе: мы считаем, что правильнее было бы и обоснованно, чтобы основные теплоснабжающие организации имели у себя и распределительные сети. Тогда затраты на содержание, а также все вопросы с неплатежами будут более прозрачными и понятными. Потому что по теплосетям неплатежи остаются на очень высоком уровне. Это основная проблема того, почему распределительные сети не проходят своевременную модернизацию.
Потому что банально не хватает денег».
Системного подхода муниципалитетов к решению проблем в теплоснабжении на сегодняшний день все еще нет, признала директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании Екатерина Косогова.
«Особенно это касается малых городов. В больших городах – где уже присутствуют сильные монополисты, отопительные сезоны проходят легче. Хотя бы потому, что там известны ответственные за происходящее», — подчеркнула представитель СГК.
Так ли страшен монополизм?
Валерий Селезнев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, уверен: для начала коренных перемен в теплоснабжающей сфере нужен серьезный законодательный базис.
«У семи нянек, как известно, дитя без глаза. Так что в это сфере надо наводить порядок. Мы уже начали это делать — в первом чтении приняли законопроект об определении критериев для отнесения к теплоснабжающим организациям. Потому что сейчас снабжающей организацией является любое юридическое лицо, которому каким-то непонятным образом достался, условно говоря, метр трубы», — подчеркнул Селезнев.
Вместе с тем уровень квалификации ряда нынешних владельцев сетей в регионах вызывает сильные сомнения, отметил его коллега по Думе Сергей Есяков. По его словам, в стране сейчас зарегистрировано 66 тысяч организаций, которые занимаются тепловым бизнесом.
«Не должно так быть, что владелец участка трубы получает тариф по теплоснабжению, но не имеет ничего, чтобы обеспечить надежное, бесперебойное, качественное теплоснабжение, — поддержал Есякова Валерий Селезнев. — У таких организаций нет необходимой техники, нет квалификации, нет контроля – мониторинга состояния своего хозяйства. В общем, в сфере теплоснабжения необходимо менять правила игры в сторону ужесточения», — пояснил парламентарий.
В этом смысле монополизм в сфере теплоснабжения куда менее страшен, чем куча непонятных организаций, во владении которых оказываются две-три трубы.
Наличие доминирующего положение у той или иной теплоснабжающей организации само по себе не несет в себе угрозу, констатировала заместитель начальника управления управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС России Елена Цышевская.
«Страшно, если она себя будет неправильно себя вести. Но за этим следить соответствующие органы, — пояснила она. — При методе альткотельной мы можем зафиксировать рост тарифа, можно обеспечить населению определённую скидку, но за это инвестор выполняет определенную работу, и его всегда можно проверить. И поэтому этот метод достаточно прозрачный».
Она также указала, что вопрос теплоснабжения в России нужно разделить на два больших направления. Первое: ситуации, когда надо спасать «теплосети» в том или ином регионе — потому что были приняты неправильные управленческие решения, выведены деньги и установлены неправильные тарифы. И второй – стратегические концептуальные подходы к сфере теплоснабжения, которые необходимо осуществлять на всей территории России.
«Сети должны быть в одних руках»
Участники вспомнили про ситуацию в хакасском городе Черногорск, где из-за повреждения в холод были лишены тепла сотни многоквартирных домов.
Исправить порыв власти попросили СГК, в связи с чем, представитель компании Косогова заметила, что среди обывателей бытует мнение о том, что монополист в энергетической сфере это плохо, что он якобы все возьмет в свои руки, и все будет ухудшаться, но на деле – как раз наоборот: для сетей монополия является единственным способом спасения.
«Потому что от источника до потребителя сети должны быть только в одних руках. Это удешевляет эксплуатацию сетей, а также ведет к надлежащему контролю и ответственности. Как раз в Черногорске нарублены куски тепловых сетей и источников», — подчеркнула Косогова.
Она также вспомнила, как СГК «зашла» в город Рубцовск Алтайского края, где также была угрожающая ситуация с теплосетями.
«Мы перешли в Рубцовске альтернативную котельную, но сначала мы вложили в город 2 млрд руб. и мы переложили за первый год 9% сетей. Потенциально решить проблему тепловых сетей в любом городе можно, но это потребует огромных усилий. И на сегодняшний день трудно представить, кто может понести такие большие расходы», — указала топ-менеджер.
По ее словам, решение финансового вопроса ситуации пока просматривается с трудом.
«Мы, например – крупная компания. У нас достаточно кредитных средств. А вот в маленьком муниципалитете, в том же Черногорске, все небольшие теплоснабжающие организации даже кредитов не получат. И бюджетных денег тоже нет. И большая проблема на сегодня – это отсутствие инвестора», — резюмировала Косогова.
Спасать города – не функционал СГК, заметила представитель компании.
При этом потенциально решить проблему тепловых сетей можно во всей России, уверена она. «Но для реализации этой цели нужны инвесторы. При этом малых городах крупных компаний, готовых вложить серьёзные средства, нет, в бюджете денег тоже нет», — отметила Косогова.
Сложная ситуация в регионах
Несмотря на официальную статистику, принимавшие участие в круглом столе представители регионов засвидетельствовали – проблемы теплоснабжения решаются с трудом.
Например, начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска Дмитрий Перязев заявил, что количество отключений тепловой энергии в городе-миллионнике в этом году растёт.
«При протяженности теплопроводов в городе 4000 км мы должны ежегодно менять 150 км, — заметил он. — Мы живем в рамках предельного роста тарифов в 4%, это не даёт возможности менять необходимый объём. Сейчас обсуждается, как увеличить объём перекладки».
А вот в Барнауле, кажется, приближаются к решению проблемы.
Заместитель главы администрации города по коммунальному хозяйству Александр Алексеенко заявил, что муниципальные власти сейчас готовят обращение в Минэнерго РФ о его отнесении Барнаула к ценовой зоне, где тариф будет рассчитываться по методу альткотельной.
«При этом на затратах населения такой рост инвестиций не скажется негативно. При переходе Барнаула предусматриваться ежегодный рост тарифа не выше, чем на ИПЦ+2%», — подчеркнул он.
Косогова подтверждает: в больших городах можно решить проблемы за счёт повышения эффективности без особого роста тарифа.
«В малых же городах внутренних ресурсов для повышения эффективности нет, а значит роста тарифов там сложно избежать, — подчеркнула представитель СГК. — Нужно прекратить давать бюджетные деньги в крупные города и направить их в небольшие города».
«Пока мы сдерживаем тарифы для всех, эффекта не будет. Нужно перестать сдерживать тарифы для всех и помогать из бюджета тем, кто в этом действительно нуждается — социально незащищенным гражданам в виде адресных субсидий. И тогда инвестиции появятся», — выразила уверенность Косогова.
«Общий объём инвестиций, который СГК готова вложить, порядка 60 млрд рублей, — напомнила она. — При желании в течение ближайших 5 лет можно улучшить ситуацию в отрасли и избежать разрушения системы. Чем дольше откладывается решение проблемы, тем дороже будет ее решение в дальнейшем»