«Всему свое время» — так президент Украины Петр Порошенко ответил на вопрос о возможности захвата храмов канонической Украинской православной церкви.
«И когда кто-то ожидал, что тут же первыми действиями будет штурм лавр, передача всего — нет. Всему свое время, и не надо это ускорять, мы дали возможность всем сделать свой выбор», — цитирует ФАН украинского лидера.
Вместе с тем, тремя днями ранее неизвестные разгромили часовню храма канонической УПЦ вблизи села Дубровки. Об этом сообщалось на сайте отделения Национальной полиции Украины по Житомирской области.
«В полицию обратился священнослужитель и рассказал, что ночью неизвестные разбили стекло в окнах общедоступной часовни», — говорилось в отчете местной полиции.
Также вандалы разбросали церковное имущество, иконы и повредили колодец у храма. По факту произошедшего было возбуждено уголовное дело.
За день до этого сторонники «новой церкви» напали на храм УПЦ в селе Броница Волынской области.
«Двадцать первого января 2019 года сторонники «перехода» в ПЦУ в волынском селе Броница (Крымно) вскрыли замки на храме УПЦ и вытолкали с церковной территории настоятеля», — говорилось в сообщении церкви.
При этом приехавшая полиция «заметных повреждений» на дверях не зафиксировала.
Накануне этого происшествия «патриарх» раскольнической Православной церкви Украины Филарет (Денисенко) заявил, что Киево-Печерская лавра должна быть отобрана у канонической УПЦ.
«Они [УПЦ МП] должны перерегистрироваться в Российскую православную церковь, а они не захотят, и тогда они не будут иметь права юридического лица. А не будут иметь права юридического лица – лишатся многого, в частности и Лавры», – заявил Филарет.
«Патриарх» подчеркнул, что Киево-Печерская лавра – «украинская, а не российская святыня», и принадлежать должна ПЦУ. Протоиерей РПЦ Всеволод Чаплин ранее заявлял, что украинские власти будут отбирать храмы у канонической церкви не с помощью силы радикалов и уличных акций, а «через всякие псевдо-юридические шаги», передает НСН.
Собственником храмового комплекса Киево-Печерской лавры является украинское государство. Община монахов имеет договор на аренду и пользование, но документ могут аннулировать – как это сделал украинский Минюст с Почаевской лаврой. Тогда без жилья, фактически, остались 200 монахов и 50 послушников.
В середине января неизвестные подбросили взрывное устройство в притвор кафедрального Спасо-Преображенского собора в Сумах. В результате взрыва никто не пострадал, хотя в этот момент проходило пятничное богослужение и в храме было много людей.
«Специалисты выяснили: предмет, который взорвался, оказался не шашкой, а пиротехническим средством для игры в страйкбол, оснащенным зернами кукурузы», — говорилось в сообщении слова представителя полиции Сумской области.
Взрыв в соборе в УПЦ связали с общим попустительским отношением к православным на Украине.
«Действия преступников является прямым следствием той агрессивной риторики, которая в последнее время звучит в адрес православных граждан и разжигает вражду на религиозной почве», — заявили в УПЦ.
В тот же день стало сообщалось, что еще один храм канонической Украинской православной церкви Московского патриархата был захвачен раскольниками из ПЦУ. В этот раз был захвачен Свято-Троицкий храм в селе Ростоки Тернопольской области, сообщалось на сайте Союза православных журналистов Украины.
«В ночь на 19 января община Свято-Троицкого храма УПЦ села Ростоки Кременецкого района вынуждена была служить литургию и водосвятный молебен под открытым небом в мороз», — отмечалось в комментарии.
Представители ПЦУ проникли в храм во время освещения воды на улице, провозгласили переход под эгиду своей религиозной структуры и не пускали внутрь священника и прихожан. Но прихожане принесли стол, на котором перед закрытыми дверьми храма совершили проскомидию (приготовление хлеба и вина, часть литургии) и отслужили Литургию.
«Из захваченного храма даже не включили наружный свет, все было отслужено в темноте с подсветкой телефонами и фонариками», — подчеркивалось в сообщении.