Чудо на Гудзоне: как гуси заставили самолет сесть на воду
«Чудо на Гудзоне»: хроника самого впечатляющего авиационного инцидента
Поисковая операция после аварийной посадки самолета Airbus A320 авиакомпании US Airways на воду реки Гудзон в Нью-Йорке, 15 января 2009 года
Eric Thayer/ReutersНа этом «Газета.Ru» заканчивает историческую трансляцию событий 15 января 2009 года, вошедших в историю под названием «чудо на Гудзоне». Желаем вам такой же удачи, как сопутствовала пилоту Салли и всем 154 участникам знаменитого полета. До новых встреч!
Командир экипажа Чесли «Салли» Салленбергер и пассажиры рейса AWE 1549 во время празднования годовщины успешной посадки лайнера Airbus A320 авиакомпании US Airways на воду реки Гудзон в Нью-Йорке, 15 января 2014 года
Shannon Stapleton/ReutersВ день катастрофы мастерство пилота отметил также мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, а на фэйсбуке мгновенно открылось сообщество фанатов «Салли», которого пассажиры аэробуса в интервью не переставали благодарить за свое спасение.
Чудом происшествие назвал и сенатор Нью-Йорка Чарльз Шумер, который был искренне шокирован, что в результате падения самолета никто не пострадал.
«Пилот был настоящим героем. Он видел, что происходит, вывел самолет на минимальную высоту, сделал разворот в нужном направлении, нашел реку Гудзон и постарался сделать посадку на воду максимально безопасной», — сказал Шумер.
Несмотря ни на что, 57-летний пилот, сумевший посадить самолет на воду и избежать жертв, стал главным героем события, которое многие, в том числе губернатор Нью-Йорка Дэвид Паттерсон, окрестили «чудом на Гудзоне». По словам экспертов, опрошенных американскими СМИ, приводнение является чрезвычайно сложным маневром, которому летчиков обычно не учат. Если бы пилот неправильно рассчитал угол снижения, у аэробуса сломались бы крылья и он бы опрокинулся набок. Тем не менее, у свидетелей происшествия сложилось впечатление, что пилот не терял самообладания ни на секунду и полностью контролировал ситуацию, будто поверхность Гудзона была ровной посадочной площадкой.
Лайнер Airbus A320 авиакомпании US Airways у набережной реки Гудзон в Нью-Йорке после аварийной посадки на воду, 17 января 2009 года
Ray Stubblebine/ReutersКак бы то ни было, Национальный совет по безопасности транспорта, расследовавший обстоятельства падения А320 15 января, информацию CNN не подтвердил. По словам представителей совета, согласно данным, полученным с черного ящика, стало ясно, что спустя чуть больше минуты после взлета произошло столкновение. Пилот сказал, что видит птиц, а затем на пленке слышны звуки ударов. Информации о неполадках в двигателе совет не получал.
Сразу после возникновения шума стюардессы поспешили успокоить пассажиров, сообщив, что самолет возвращается в аэропорт. Когда летевшие в А320 уже было приготовились к посадке и пристегнулись, к ним обратился командир экипажа. С его слов стало ясно, что возникшая техническая неисправность никак не может помешать дальнейшему полету, и в аэропорт аэробус не вернется. В работе одного из двигателей возникли неполадки, из строя вышел компрессор, признал капитан. Тем не менее самолет благополучно долетел до места назначения — аэропорта Шарлот.
Комментировать эту информацию в компании US Airways не стали. Представители авиакомпании также отказались подтверждать информацию о том, что рейс 1559 13 и 15 января совершался одним и тем же самолетом.
Позже появилась информация о том, что у аэробуса, который столкнулся с птицами и приземлился на воду, могли быть неисправны двигатели. Об этом со ссылкой на одного из пассажиров, летевшего на том же самолете ранее — 13 января — тем же рейсом 1559, сообщил телеканал CNN. Этот пассажир рассказал, что, когда А320 вылетал из аэропорта Ла-Гуардиа в Нью-Йорке, у судна обнаружилась техническая неисправность.
По словам пассажира, спустя 20 минут после взлета аэробус начало трясти и в салоне возник сильный шум. «Будто бы крыло отрывается. Сколько летал — ни разу еще такого не слышал», — признался собеседник CNN.
Кроме того, представитель управления отметил, что в двигателе, на крыльях и фюзеляже самолета было обнаружено «органическое вещество», ДНК-анализ которого провели в министерстве сельского хозяйства США. Также на крыле машины эксперты нашли птичье перо, которое, в свою очередь, изучили ученые Смитсоновского института по идентификации. Совместными усилиями экспертам удалось установить, что все вышеперечисленное принадлежит одной из представительниц стаи канадских казарок, внезапно оказавшейся на пути аэробуса.
Уже спустя неделю после происшествия появились результаты первых проведенных экспертиз, которые должны были установить достоверную причину крушения самолета. Всему виной оказалась стая гусей, которая врезалась в самолет при взлете. При этом две птицы попали в двигатели, что и вызвало возгорание.
Эту версию изначально озвучил командир корабля, связавшись с диспетчерами, однако официальное подтверждение смогли дать только эксперты. Им удалось установить, что в правом двигателе произошло «повреждение от удара о некую мягкую консистенцию». Об этом официально сообщило управление США по безопасности на транспорте, которое проводило расследование причин и обстоятельств инцидента.
Главной сенсацией стало то, что среди 150 пассажиров не оказалось ни одного погибшего. Жив остался и экипаж самолета. Лишь одна из стюардесс была госпитализирована с переломом ноги. Еще у 78 человек было зафиксировано не опасное для жизни переохлаждение, так как температура воздуха тем вечером была всего +6 градусов по Цельсию, а температура воды, в которой некоторые пассажиры провели достаточно времени, была немногим выше ноля. Кроме того, часть пассажиров ожидаемо пришлось отвезти в больницы с сильным нервным расстройством.
В это время закончилась эвакуация всех люди с A320, после чего самолет пошел ко дну. Через некоторое время его отбуксировали к причалу около Всемирного финансового центра, где и достали из воды.
Поврежденный при посадке на Гудзон лайнер Airbus A320 авиакомпании US Airways во время транспортировки в музей авиации Каролины, июнь 2011 года
Tim Shaffer/ReutersОт аварии до приводнения прошло всего 208 секунд. Еще через 24 минуты все пассажиры и экипаж были спасены. Последним идущий ко дну самолет покинул командир экипажа Салленбергер, предварительно убедившись, что на борту никого не осталось.
Осознав, что приводнение прошло успешно, люди, находившиеся в самолете, стали выбираться на крылья и крышу авиалайнера, который начал постепенно тонуть. На помощь к пострадавшим немедленно направились лодки спасателей и полицейских, а также береговая охрана и частные паромы, которые курсируют по Гудзону. На вертолетах к месту происшествия были также доставлены водолазы.
Как рассказал в интервью ВВС один из пассажиров самолета Джеф Колоджей, в момент прибытия спасателей среди людей «царил полный хаос, но потом все стали вести себя довольно собрано».
Самолет Airbus A320 авиакомпании US Airways в реке Гудзон в Нью-Йорке после аварийной посадки на воду, 15 января 2009 года
Steven Day/APПо словам одного из свидетелей происшествия, когда аэробус приводнился, огромный массив воды скрыл его на несколько секунд, так что он сперва не понял, что произошло, и подумал, что это судно потерпело аварию и сейчас мгновенно потонет в ледяных водах Гудзона. Однако все произошло иначе: самолет удержался на плаву и, вращаясь против часовой стрелки под влиянием мощного течения, стал дрейфовать на юг. После открытия аварийных выходов на борт судна стала просачиваться вода, поэтому пассажирам пришлось забираться на сидения с ногами. Некоторым повезло еще меньше — надев спасательные жилеты, они оказались по пояс в воде.
При этом спокойствие и уверенность не покинули командира самолета даже в такой ответственный и страшный момент. «Я помню только, что, когда мы пролетали над Гудзоном, он спокойным голосом сказал, чтобы мы пристегнулись и держались крепче. А в это время весь салон уже давно зажал головы между ног и в панике молился. Если честно, жуть было как страшно», — сказал потом один из пассажиров.
Оставшись без связи, пилоты поняли, что действовать придется согласно ситуации: самолет с отказавшими двигателями требовал немедленной посадки, а впереди виднелся только Гудзон. Долго думать Салленбергеру и его помощнику не пришлось — было принято решение о «приводнении» самолета.
С трудом осознав происходящее, диспетчер приказал Салленбергеру срочно возвращаться в аэропорт Ла-Гуардиа. Однако оба пилота понимали, что до него самолет мог и не дотянуть. Ближе оказался аэропорт Тетерборо в Нью-Джерси, поэтому командир судна запросил разрешения посадить самолет там. Когда оно было получено, связь с A320 неожиданно прервалась.
Детали ситуации знали только диспетчеры, с которыми пилот связался буквально через пару минут после взлета. По словам Патрика Хартена, который вел переговоры с экипажем, он до последнего сомневался в правильности решения экипажа.
«На самом деле я не расслышал сперва, что он собирается сделать. Было много переговоров на линии. Но я еще, наверное, и не хотел услышать эти слова: «Сажусь на Гудзон». Потому что почти наверняка они означают катастрофу», — спустя много лет рассказал мужчина.
Спустя несколько секунд пилот по громкой связи объявил: «Приготовьтесь к удару! Мы садимся на воду».
Люди, оказавшиеся в этот самый момент в небоскребах неподалеку от Гудзона, испытали шок, сравнимый с шоком пассажиров: самолет, едва успевший подняться на высоту около километра, стал резко снижаться прямо над мостом Джорджа Вашингтона. По словам очевидцев, многие тогда решили, что события 11 сентября 2001 года повторяются.
Лайнер Airbus A320 авиакомпании US Airways у набережной реки Гудзон в Нью-Йорке после аварийной посадки на воду, 16 января 2009 года
Shannon Stapleton/ReutersИтак, как все происходило десять лет назад. Всего на борт самолета поднялись 150 пассажиров. Кроме двух пилотов, в экипаж входили три стюардессы. Самолет, взлетевший в 15:24 по местному времени (23:24 по мск), находился в полете всего полторы минуты, после чего произошло неожиданное ЧП.
«Через несколько минут после взлета мы услышали, как что-то громко стукнуло, самолет слегка зашатался и вскоре мы услышали запах дыма», — позже рассказал один из пассажиров.
«Иди на Неву!» — крикнул командир воздушного судна Виктор Мостовой второму пилоту — Василию Чеченеву.
Пролетев в 50 метрах над Большеохтинским мостом, а затем над опорами еще только строящегося моста Александра Невского (ныне самого большого моста Петербурга), самолет приводнился рядом с Финляндским железнодорожным мостом. С момента отказа второго двигателя до посадки на воду прошло 14 секунд. Все пассажиры и члены экипажа не только остались живы, но и не получили ни одной царапины или ушиба. Капитан катера, который плыл по Неве, вовремя сориентировался, подпер одно крыло Ту-124 и начал толкать машину к берегу. Благодаря его помощи пассажиры и экипаж быстро сошли на берег.
Сам пострадавший самолет после восстановления был отправлен в Тамбовскую область, в Кирсановскую авиашколу, в разобранном виде, где он служил тренажером для курсантов училища. В 1970 году самолет был утилизирован.
Напомним, что всего известно 11 случаев управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду. Случай на Гудзоне — четвертый, обошедшийся без жертв.
Похожий случай был и за много лет до этого в СССР. Тогда пассажирский лайнер Ту-124, на борту которого находился 51 человек, потерял шаровой болт при взлете в Таллине, в результате чего переднюю стойку шасси заклинило. Садиться в Таллине было нельзя, стоял густой туман и машину с неисправным шасси отправили в Ленинград — садиться «на брюхо» на грунтовой полосе в аэропорту «Пулково» (тогда «Шоссейная») в Ленинграде.
Диспетчерские службы дали разрешение срезать путь до аэродрома и лететь через центр города. Когда сменили курс, в кабине пилотов повисла тишина — отказал и второй двигатель. Самолет весом более сорока тонн стремительно снижался на знаменитый Исаакиевский собор.
Впрочем, дело не только в мастерстве капитана. Сам пилот позже признавал, как ему повезло, что на пути оказалась река, куда можно было приводниться. «Когда капитан Салленбергер приезжал в MIT, он сказал, что ситуация была бы намного более опасной, если бы она произошла в большинстве других аэропортов», — говорил РИА «Новости» эксперт по авиационной безопасности, профессор Массачусетского технологического института (MIT) Арнольд Барнетт.
Ученый также добавил, что в наши дни для самолетов наибольшую опасность представляют не птицы, а дроны, которые могут быть и снабжены взрывчаткой. «Птицы не сталкиваются с самолетами намеренно — ведь в результате они погибают. Но террористы и преступники могут направлять дроны в сторону самолетов», — отметил Барнетт.
Самолет Airbus A320 авиакомпании US Airways в реке Гудзон в Нью-Йорке после аварийной посадки, 15 января 2009 года
Edouard H. R. Gluck/AP65-летний Чесли Салленбергер, роль которого примерил Хэнкс, в свою очередь, решил попробовать себя в роли... Хэнкса. После выхода фильма пилот появился в телевизионном шоу Джимми Киммела и сделал ряд пародий на знаменитые роли актера — от Форреста Гампа до героев культовых фильмов «Зеленая миля», «Изгой», «Аполлон-13» и многих других.
Том Хэнкс, также участвовавший в шоу, просмотрев пародии, посмеялся: «Чесли Салленбергер, я так тебя уважал. Теперь у нас обоих есть темные пятна в карьере».
Кстати, по мотивам инцидента спустя несколько лет режиссер Клинт Иствуд снял фильм с Томом Хэнксом в главной роли, в основу которого легли мемуары Салленбергера. Оригинальное название фильма «Sully» — имя героя, которого еще долгие годы после аварийной посадки мучают кошмары.
Кроме того, пилот также является основателем компании Safety Reliability Methods, которая оказывает консультации по технике безопасности на авиатранспорте. «Салли», как окрестила своего героя американская пресса, также преподавал курс правил поведения в экстремальных ситуациях многим своим коллегам и помогал ученым из NASA работать над докладом об условиях возникновения ЧП в авиации.
Немного расскажем о главном герое этой истории. Пилот A-320 Чесли Салленбергер — выпускник Академии ВВС США и еще двух университетов. Он семь лет служил в американских военно-воздушных силах и летал на истребителях F-4. После этого Салленбергер также долгое время занимался изучением обстоятельств авиакатастроф, а также участвовал в нескольких расследованиях, проведенных Национальным советом по безопасности транспорта. На службу в авиакомпанию US Airways он перешел в 1980 году, а общий летный стаж Салленбергера составляет более 40 лет.
Отметим, что тот рейс для уцелевшего самолета все же стал последним. Позже он был выставлен на аукцион в США, устроителем которого выступила принадлежащая AIG страховая компания Chartis. Она разместила соответствующий лот на своем интернет-сайте. В результате аэробус был приобретен Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (в этот город лайнер должен был прилететь десять лет назад), где по-прежнему является одним из самых популярных экспонатов.
Вылет из Нью-Йорка был назначен на 15:20 по местному времени и выполнялся на Airbus A320. Самолет был выпущен в 1999 году и регулярно проходил плановое обслуживание, поэтому никаких опасений не вызывал.
Рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк — Шарлотт — Сиэтл 15 января должен был стать для опытного пилота Чесли Салленбергера обычным рабочим днем. Вторым пилотом у Салленбергера в этот день был 49-летний Джеффри Скайлз, за плечами которого было 23 года работы в US Airways.
Командир Чесли «Салли» Салленбергер и второй пилот Джеффри Скайлз в кабине экипажа, октябрь 2009 года
Seth Wenig/ReutersДобрый вечер дорогие читатели! Ровно десять лет назад, 15 января 2009 года, американскому пилоту с 30-летним стажем удалось отвести самолет с отказавшим двигателем от жилых кварталов города и посадить его прямо на реку Гудзон. На борту самолета находились 155 пассажиров — ни один из них не получил серьезных травм. Сегодня мы расскажем вам, как произошло «чудо на Гудзоне», вошедшее в историю мировой авиации.