Теракты в СССР: кто взорвал метро
Почему произошел первый теракт в московском метро
Теракт в Москве, 1977 год (кадр из видео)
ОРТНа этом «Газета.Ru» завершает историческую онлайн-трансляцию. Берегите себя и своих близких, а мы продолжим рассказывать вам самое интересное.
Последняя серия терактов в московском метро произошла 29 марта 2010 года. Тогда бомба разорвалась в 7:56 по московскому времени на станции метро «Лубянка». Второй взрыв произошел на станции метро «Парк культуры» в 08:39 в поезде, следующем в сторону станции «Улица Подбельского». По последним данным, предоставленным МЧС России в результате обоих терактов 37 человек погибли, 65 пострадали.
В июле 2010 года были задержаны шесть женщин-смертниц и двое мужчин, готовивших новые теракты. МВД и ФСБ 21 августа 2010 года провели в Дагестане спецоперацию, в ходе которой был ликвидирован непосредственный организатор терактов в метро — Магомедали Вагабов.
Летом того же 2004 года смертница совершила теракт у вестибюля станции метро «Рижская». В результате взрыва погибло 10 человек, включая саму террористку и её сообщника Николая Кипкеева. Еще около 50 человек получили ранения различной степени тяжести.
По данным следствия, Николай Кипкеев был дважды судимым главой «карачаевского джамаата» и был также причастен к взрывам автобусных остановок в феврале и июле 2004 года в Воронеже. Дела о взрывах на «Рижской», на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая» и в Воронеже позже были объединены в одно, трое сообщников террористов были осуждены.
Позднее, в феврале 2004 года взрыв в поезде на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» унес жизни 42 человек, свыше 250 получили ранения. В то утром террорист-смертник привел в действие взрывное устройство мощностью 4 килограмма в тротиловом эквиваленте, из-за которого в тоннеле возник пожар. По оценкам экспертов, ему была присвоена 5-я (высшая) категория.
Виновников теракта удалось поймать только спустя несколько лет. В 2007 году трое чеченских террористов - Мурат Шаваев, Максим Понарьин и Тамбий Хубиев - были признаны Московским городским судом виновными в подготовке этого теракта и приговорены к пожизненному заключению.
Следующий теракт в московском метро произошел 11 июня 1996 года в поезде между станциями «Тульская» и «Нагатинская». Тогда поздним вечером взорвалось самодельное взрывное устройство, в результате чего погибли четыре человека погибли, 12 были госпитализированы. Спустя полтора года были задержаны двое подозреваемых в совершении теракта, имена которых не разглашались, однако, уголовное дело так и не было раскрыто.
Тем не менее, в пользу официальной версии существует и весомый аргумент — после нейтрализации группы Затикяна террористических атак в Москве не было вплоть до распада СССР. И вряд ли это было простым совпадением.
После заявлений Сахарова в газете «Известия» было опубликовано направленное против него письмо «Позор защитникам убийц». Публикация вызвала поток писем с оскорблениями в адрес Сахарова и прямыми угрозами убийства.
Не только Сахаров придерживался версии о невиновности осужденных. Так, полковник первого главного управления КГБ СССР Олег Гордиевский считал, что на осужденных просто повесили дело за неимением других подозреваемых. А журналист Сергей Григорьянц, бывший политзаключенный и советский диссидент, в книге «Полвека советской перестройки» утверждал, что взрывы были организованы по приказу Андропова.
Теракт в Москве, 1977 год (кадр из видео)
ОРТВ книге «Воспоминания» он писал: «О своем письме Брежневу я сообщил по телефону иностранным корреспондентам и в агентства. Через час или два начались звонки в нашу квартиру. Звонившие обычно говорили, что они присутствовали на суде над террористами, которых я защищаю, и выражали свое возмущение моей позицией защиты убийц.
Форма, в которой это говорилось, в разных звонках была различной: иногда это было только сожаление по поводу моей неосведомленности и наивности, иногда ирония, насмешка (психологически очень странная в данной ситуации), иногда — гневное возмущение, угрозы расправиться со мной самим. Я пытался задавать звонившим мне, якобы присутствовавшим на суде, вопросы, но большинство из них оставалось без ответа (например, когда был суд, под чьим председательством)».
Однако с приговором согласны были не все. В частности, академик Андрей Сахаров писал Брежневу, что «есть веские основания опасаться, что в этом деле имеет место судебная ошибка или умышленная фальсификация. Затикян не находился в Москве в момент взрыва в метро — много свидетелей могут подтвердить его алиби; следствие не проявило никакой заинтересованности в выяснении этого и других важных обстоятельств. Суд без всякой к тому необходимости был полностью закрытым и секретным, даже родственники ничего не знали о его проведении. Такой суд, на котором полностью нарушен принцип гласности, не может установить истину».
Судебный процесс над террористами проходил с 16 по 20 января 1979 года. По приказу Андропова был снят документальный фильм об этом суде. На записи слышно, как Затикян произносит на армянском:
«Передайте людям, что это были последние слова Степана: «Месть, месть и еще раз месть».
Все террористы были признаны виновными и приговорены к смертной казни. Приговор был приведен в исполнение 30 января 1979 года.
Спустя три года, в 1975 году, Затикян направил в Верховный Совет заявление об отказе от советского гражданства, к которому он приложил свой паспорт. Он также просил предоставить ему возможность выехать в любую несоциалистическую страну. Ответа бунтарь не дождался, зато через некоторое время был вызван на беседу в КГБ, на которую он не явился. После этого паспорт Затикяна передали в милицию, после чего передали жене. В сентябре 1977 г. (за полтора месяца до последнего ареста) Затикяна снова доставили в КГБ для профилактической беседы, которая длилась 12 часов. Как показали дальнейшие события, она не помогла.
Более того, в 1968 году Затикян уже был осужден по политической статье — за «антисоветскую агитацию и пропаганду» и участие в «антисоветской организации». Вновь на свободе он оказался уже в 1972 году. Тогда же он обзавелся семьей — у преступника была жена и двое маленьких детей —, но не успокоился.
Осознав, что назад дороги нет, Степанян и Багдасарян указали на третьего участника преступной группы, который оказался ее идейным вдохновителем и организатором, — Степана Затикяна. Как оказалось, еще студентом он создал подпольную Национально-объединенную партию Армении, выступал за независимость республики и распространял листовки с протестами против «российского шовинизма». Степанян и Багдасарян были его соседями и тоже состояли в партии.
Вскоре удалось установить личности задержанных — ими оказались граждане Акоп Степанян и 3авен Багдасарян, жители Еревана. Во время допроса они не смогли ответить даже на самый простой вопрос и назвать цель поездки в Москву, в связи с чем их этапировали в Ереван. Позже мать Степаняна опознала сумку, в которой находилась бомба, как сумку сына. В доме у Акопа Степаняна оперативник также обнаружили схему взрывного устройства, сработавшего в московском метро, а у Багдасяна — детали новых взрывных устройств.
Помимо бомбы, в сумке также нашли синюю спортивную куртку с олимпийской нашивкой из Еревана и шапку-ушанку, в которой осталось несколько чёрных волос. По находке составили приметы предполагаемых преступников и разослали в линейные отделы внутренних дел на транспорте с указанием проверить все поезда южного направления. И вот, в третьем вагоне поезда № 55 «Москва — Ереван» в районе административной границы Грузинской и Армянской ССР внимание отряда милиции привлек мужчина, одетый в синие спортивные штаны из того же комплекта, что и обнаруженная ранее куртка. Документов, верхней одежды и других вещей при нем не было. В результате мужчину задержали с приятелем, который ехал вместе с ним.
Однако установить личности террористов удалось только после того, как они начали готовить новый теракт — это произошло спустя восемь месяцев. В октябре 1977 года очередная бомба была обнаружена в зале ожидания Курского вокзала. Преступники оставили там сумку с взрывным устройством, однако она простояла на вокзале около суток и не взорвалась из-за севших батареек. Бесхозная вещь обратила на себя внимание одного из пассажиров, который сообщил о находке в дежурную службу милиции. Самую опасную роль взял на себя офицер по фамилии Курашин — он вынес сумку в изолированное место, где она дождалась прибытия взрывотехников. Позднее за свой поступок офицер был награжден орденом Красной Звезды.
Ответ на свой вопрос следователи получили случайно. Молодой сотрудник КГБ, дежуривший в аэропорту Ташкента, случайно обратил внимание на женщину с похожей сумкой. Поспешно купив ей другую, чекист забрал ее ручную кладь для дальнейшего изучения следствием. Именно благодаря этому удалось наконец установить происхождение разыскиваемой сумки — на ее ярлыке значилась Ереванская кожгалантерейная фабрика, куда Андропов мгновенно направил целый самолёт чекистов.
В особое рассмотрение следствия попали три города — Ереван, Ростов-на-Дону и Харьков. Сузить круг городов, откуда могли приехать преступники, помогла еще одна улика – обрывки спортивной сумки, в которой и была спрятана утятница. Так, по клочкам ткани бежевого цвета экспертная лаборатория КГБ установила, что сумку сшили из кожзаменителя, выпускающегося в Горьковской области. По обрывкам также составили изображение сумки и разослали его по всем структурам Комитета госбезопасности страны. Однако установить швейную фабрику следователям никак не удавалось.
Вскоре оперативникам также удалось установить, что взорванная в метро утятница принадлежала к экспериментальной партии, выпущенной на Харьковском заводе: их выпустили всего 50 штук. Отличительной чертой этих утятниц был особый состав эмали. Так как партия не была отправлена в магазин, руководство завода использовало симпатичные посудины в качестве подарков сотрудникам. Причем отправили подарки только по трем направлениям — Украина, Юг и Закавказье.
Позже взрывотехники установили, что именно в этой утятнице было спрятано самодельное взрывное устройство, в котором находилась смесь из тротила и аммиачной селитры весом около килограмма. Внутри также был установлен часовой механизм, а крышка посудины была намертво приварена сваркой к корпусу.
Кроме того, электросварка бомб была проведена электродом с фтористо-кальциевым покрытием, который использовался только на военно-промышленных комплексах. Это значительно сужало круг поисков.
Проводилось также вскрытие всех тел погибших. Одну из основных улик, которая впоследствии дала наводку следствию, нашли в теле одного из пассажиров — в теле одного из убитых нашли странный осколок металла, окрашенного в синий цвет. Дальнейшая идентификация показала, что этот осколок является частью ручки от чугунной утятницы (кухонная посуда).
Теракт в Москве, 1977 год (кадр из видео)
ОРТОдин из членов следственной группы, Аркадий Яровой, вспоминал: «Наш начальник отделения Николай Марковский, который руководил следственными действиями, распорядился снять и растопить весь снег с крыши Историко-архивного института, который располагался на улице 25 Октября рядом с местом взрыва. Многие ворчали, считая это сумасбродством.
Между тем именно с крыши была снята маленькая стрелочка от будильника производства Ереванского часового завода, которая позже в совокупности с другими вещдоками и вывела нас на преступников».
Так как допросы не дали никаких результатов, полагаться оставалось только на улики. В частности, чтобы исследовать крышу Историко-архивного института, следователи растопили весь снег в специально оборудованной для этого полевой кухне. При этом, в её котлах топили снег не только с крыши института, но и с ближайших домов, а также весь снег с тротуаров и дорог в радиусе 50 метров.
К поискам преступников подключились лучшие следователи прокуратуры, МВД и КГБ СССР. В ходе операции, которая получила кодовое название «Взрывники», было опрошено более 500 свидетелей, видевших предполагаемых преступников. Основная версия теракта — политическая, главные подозреваемые — украинские и армянские сепаратисты.
Панике и распространению слухов также способствовало и то, что первое официальное сообщение о взрыве в метро появилось только спустя два дня. При этом ответственность за совершенный теракт не взяла на себя ни одна террористическая группировка.
О произошедших терактах сразу же было доложено председателю КГБ Андропову, который в этот вечер работал на Лубянке. Тогда же по тревоге в Кремль были созваны все московские сотрудники КГБ и МВД. В Кремль приехал также Леонид Брежнев, который в этот субботний вечер был на охоте за городом. При этом на всех совещаниях слово «теракт» звучит уже открыто, так как три взрыва, произошедшие в течение 40 минут в разных местах столицы не могли быть случайностью.
Следующий взрыв раздался всего спустя пять минут — в 18:10. На воздух взлетела урна около продовольственного магазина № 5 на улице 25 Октября (ныне Никольская), напротив Историко-архивного института. При этом, массивная чугунная урна сыграла свою положительную роль в этом происшествии: она не разлетелась на осколки, а вся энергия взрыва ушла вверх, что спасло проходивших мимо людей.
Теракт в Москве, 1977 год (кадр из видео)
ОРТВзрыв прогремел в 18:05. Бомбу террорист положил под прилавок в торговом зале продуктового магазина № 15. Во время взрыва осколки бомбы вошли прямо в металлический каркас прилавка, поэтому обошлось без серьезных травм. Осколками было ранено всего несколько человек.
Теракт в Москве, 1977 год (кадр из видео)
ОРТВ то время, пока люди только осознавали, что случилось в метро, и пытались оказать помощь пострадавшим, случилось новое ЧП. На этот раз бомба взорвалась на улице Дзержинского (ныне Большая Лубянка), неподалёку от зданий КГБ СССР в Бауманском районе.
Сразу после теракта отряды милиции начали проверку документов у каждого входящего в метро и выходящего из подземки. В качестве мер безопасности был также заблокирован выезд автомобилей из Москвы. Охрана аэропортов и железнодорожных вокзалов столицы сразу же перешла на усиленный режим: досмотр багажа более тщательный, все подозрительные лица арестовываются.
Бомба разорвалась в 17:33 по московскому времени. Жертвами взрыва стали семеро человек, еще 37 получили ранения. По словам экспертов, значительно большего количества жертв удалось избежать потому, что взрыв в поезде произошел не в туннеле, а на открытом участке пути. Взорванный состав был подан на «Первомайскую», и пассажиры поездов, следовавших через станцию без остановки, видели развороченный вагон и окровавленных людей на платформе. Станции «Первомайская», «Измайловская» и «Щелковская» тут же закрыли, людей эвакуировали.
Фотография взорванного вагона Московского метро (1977 год)
Wikimedia CommonsНа станции «Измайловская» останавливается поезд, следующий из центра. Когда поезд трогается, до следующей станции — «Первомайской» — ему остается проехать чуть больше двух минут, которые станут последними для многих пассажиров третьего вагона. Именно в нем прогремит первый взрыв.
Как выяснилось позже, время для теракта было выбрано не случайно. В декабре 1976 года в Москве прошли торжественные мероприятия, посвященные 70-летию Брежнева. Тогда, в связи с массовым приездом в город иностранных правительственных делегаций, в столице были усилены все меры безопасности. Однако после их отъезда перед Новым годом, город, можно сказать, «расслабился». 8 января 1977 года была суббота — выходной день, у школьников каникулы, многие москвичи спешили на вечерние киносеансы, спектакли, новогодние елки. Метро, соответственно, было одним из самых оживленных мест.
Здравствуйте, дорогие читатели! 42 года назад в метрополитене Москвы прогремела серия взрывов, унесших жизни семи человек. На поимку террористов были брошены все силы КГБ и МВД СССР, операция получила кодовое название «Взрывники». В ходе следствия было опрошено более 500 свидетелей, однако никто из них так и не смог четко описать внешность террористов, многие путались в своих показаниях. Поймать преступников удалось только при попытке совершить еще один взрыв спустя 8 месяцев.
«Газета.Ru» воспроизводит хронику событий первого теракта в московском метро в исторической онлайн-трансляции.