— Конференция BiotechClub постепенно начинает становиться традицией. Почему она так необходима?
— У нас в стране очень мало площадок, где могли бы общаться представители науки, бизнеса и медицины.
Есть большое число научных конференций, есть некоторое количество мероприятий для представителей бизнеса, но площадок, где представители всех трех сфер могли бы рассказать друг другу о своем видении медицины будущего, сверить друг с другом свое представление о приоритетах исследований и найти точки соприкосновения друг с другом – таких площадок мало.
Мы уже стали такой площадкой, и надеемся, что мы создадим коммьюнити людей, интересующихся медициной будущего.
— Приезжали ли на конференцию гости из-за рубежа?
— Наше мероприятие ориентировано на внутреннюю аудиторию, мы не приглашали иностранных спикеров. Участники мероприятий – ведущие российские компании, академические институты и ведущие медицинские центры.
— В центре внимания оказалась, как мы понимаем, персонализированная медицина? Перейдя к ней, назад дороги уже не будет? С усилением персонализации каких изменений ждать в российском здравоохранении?
Персонализированная медицина – один из основных трендов в развитии медицины, и говоря о медицине будущего, мы в первую очередь говорим о персонализированной медицине.
— Как вообще переосмысление медицины в сторону персонализации влияет на качество жизни людей? Как минимум, очевиден рост продолжительности жизни. Но ведь это и неизбежно влечет за собой изменение в экономике страны и так далее...
— Прежде всего, мы надеемся на то, что медицина станет пациентоцентричной, и что Россию этот тренд не обойдет.
Она будет строиться вокруг прогностических моделей, основанных на изучении генома и других «омиксных» данных конкретного больного, прогнозировании рисков конкретных заболеваний и принятия корректирующих мер.
Если же заболевание развилось, то с учетом генетических особенностей пациента можно будет подбирать индивидуальное лечение, которое позволит оказать оптимальное воздействие на патологические процессы. Целью медицины должно быть не просто увеличение продолжительности жизни, но увеличение продолжительности качественной жизни, трудоспособной жизни.
Если будет увеличиваться продолжительность экономически активной жизни людей, то это принесет облегчение для экономики страны.
Потери, связанные с хроническими заболеваниями и ранней потерей трудоспособности – это один из существенных факторов, сдерживающих развитие экономики. В стране есть очень неплохие компетенции в генодиагностике. Есть много академических групп и высокотехнологичных компаний в этой области. Со временем придет спрос на эту услугу, мы ожидаем взрывного роста в ближайшие годы.
— Мир усложняется. У успеха, в том числе, научного успеха в наше время есть много составляющих. Почему ученым нужно задумываться как никогда ранее — о новизне, патентной защите результатов научной работы, возможности их масштабирования и промышленной применимости?
— Одним из основных драйверов развития и науки, и экономики является коммерциализация изобретений. В ситуации, когда результаты интеллектуальной деятельности не защищены патентами, никаких стимулов для коммерциализации не существует – работа ученых и инвестиции государства в науку оказываются бесполезными, потому что коммерциализация этих результатов без патентной защиты никому не интересна.
Наличие патентов обуславливает интерес к открытиям и созданию новых бизнесов на их основе. За рубежом надлежащее внимание к защите интеллектуальной собственности является драйвером развития науки и экономики.
В России мерилом эффективности научного сотрудника является число публикаций, но при этом если результаты научной работы опубликованы без предварительной подачи заявки на патент, они становятся публичным достоянием и интерес индустрии к ним нулевой.
— Как помочь раскрыть коммерческий потенциал научных проектов нового типа? Какую роль при этом должно сыграть государство, бизнес?
— Государство, на мой взгляд, должно создавать офисы трансфера технологий в крупных университетах, которые будут помогать ученым защищать свои интересы.
Индустрия тоже должна вести просветительскую работу.
При этом, получая информацию о перспективных разработках, направлять их в интересное для нее русло, коммерциализируя разработки.