В четверг парламенты Ингушетии и Чечни утвердили соглашение между регионами о закреплении административной границы.
Решение это назрело уже давно. Граница не была четко установлена со времен распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 году. В августе 1993 года Руслан Аушев и Джохар Дудаев подписали договор по определению условных границ, по которому за Чеченской Республикой оставались ингушские населенные пункты Серноводск и Ассиновская.
С тех пор конфликтные ситуации по вопросу границ возникали в 1997, 2005, 2008 и в 2013 годах.
В 2003 году Ахмат Кадыров и Мурат Зязиков подписали протокол, по сути дублировавший соглашение Аушева и Дудаева от 1993 года. Таким образом, четких границ между двумя республиками и тогда установлено не было.
Последнее обострение имело место 24 августа 2018 года — при попытке силовых структур Чечни установить блок-пост между селениями Бамут и Аршты, а также проложить дорогу, соединяющую горную часть Чечни и Ингушетии в Сунженском районе Ингушетии.
В этот момент стало ясно, что проблему — спустя 25 лет — уже надо как-то решать.
Подписанное 26 сентября 2018 года Евкуровым и Кадыровым соглашение не затрагивает населенные пункты двух республик, однако предусматривает справедливое закрепление границ с учетом интересов и Чечни, и Ингушетии.
Также было условлено, что между регионами не будет постов, проезд в обе республики будет свободный, а все дороги будут отремонтированы и при необходимости заасфальтированы общими усилиями с обеих сторон.
И Чечня, и Ингушетия получили возможность развивать свои территории в рамках действующего законодательства.
Тем не менее, днем в четверг в Магасе собрались люди, которые были недовольны решением парламента Ингушетии.
Внести ясность попытались руководители регионов Юнус-Бек Евкуров и Рамзан Кадыров.
Евкуров предложил тем, кто протестует против подписания соглашения, проехать вдоль границы и убедиться, что она осталась такой же, как в 1990-е годы.
«Принятое решение соответствует интересам нашей республики, интересам ее мирного существования и добрососедства», — написал глава Ингушетии в своем инстаграме.
Он призвал жителей Ингушетии «не беспокоиться, мыслить трезво и не поддаваться эмоциональным порывам», подчеркнув, что решение принималось с расчетом на будущее. Глава республики также отметил, что понимает всю ответственность, которую берет на себя.
«Я благодарен руководству Чеченской Республики за то, что они нашли в себе силы, как и мы, сесть за стол, принять решение. Я и мой коллега Рамзан [Кадыров] как главы, наши команды на этом этапе будем подвергаться критике теми, кто не понимает масштабности данного решения», - добавил Евкуров.
В свою очередь, Рамзан Кадыров отметил, что определение границ между Чечней и Ингушетией будет способствовать развитию обоих регионов, и разделяет она только республики, но не единый вайнахский народ.
Кадыров поблагодарил главу республики Ингушетия Юнус-Бека Евкурова и парламент соседней республики «за политическую мудрость и волю, проявленные при подготовке и подписании соглашения», а чеченский народ и парламента - за оказанную поддержку.
«Нашим народам [Чечни и Ингушетии] нужно смотреть вперед, стремиться к национальному единству при одновременном ускоренном развитии субъектов России - Чеченской Республики и Республики Ингушетия. «Один народ - две республики!», - об этом лозунге должны помнить все истинные вайнахи. Убежден, что ничто и никогда не разделит чеченский и ингушский народы», - добавил Кадыров.
Протесты в Ингушетии начались еще в конце сентября, когда был подписан договор о закреплении административной границы между Ингушетией и Чечней.
Наблюдатели признают, что в Ингушетии есть свое внутреннее подполье: люди, которые заинтересованы кричать по-любому поводу, которым выгодно протестовать против легитимной власти.
Впрочем, как считает общественный деятель Дмитрий Аграновский, причина активности таких людей — на самом деле, вовсе не закрепление границы между двумя северокавказскими республиками. «Не будет этого повода, они другой найдут», — говорит он.
Истинные причины кроются в другом.
«Не для кого уже не секрет, что всю территорию нашей страны «мониторят» западные специалисты. И когда поднимается столь болезненный вопрос, застарелая нерешенная проблема, то здесь можно ожидать серьезного вмешательства», — пояснил Аграновский
«Естественно, за руку тут очень трудно кого-то поймать. Никто и никогда не признается, что сейчас вопрос о ингушско-чеченской границе находится под пристальным вниманием западных спецслужб, и что у них огромные возможности для вмешательства с помощью интернета и соцсетей в конфликт для его разжигания», — отметил он
Он также призвал к сдержанности, пояснив, что, «если ситуация начнет выходить из-под контроля, если стороны перейдут к насилию, то совершенно очевидно, что проиграют все, не только в Ингушетии, Чечне, но и в Москве, пострадают все россиян».
«Я вижу, все, что сегодня делается на митинге в Магасе, это технологии. Была возможность влезть на Украину – влезли, есть сепаратистские тенденции где-то у нас в Росиии – сыграют на этом, будьте уверены. И, конечно, всегда готовы с удовольствием дестабилизировать Кавказ».
Аграновский призвал посмотреть голливудские сериалы, где в доступной, художественной форме все показано, как провоцируются волнения.
«Россиянам бы надо такое показать, чтобы они не верили всем этим разжигателям и провокаторам, — пояснил эксперт. — А от России не отстанут никогда. Будет повод, сразу туда направят соответствующие силы. Над этим целые институты трудятся, разрабатывают нас».