Более пяти тысяч человек вышли на улицы Риги для участия в акции в защиту русских школ Латвии. Шествие возглавили лидер партии «Русский союз Латвии» (РСЛ) Татьяна Жданок и депутат Европарламента Андрей Мамыкин.
Акция под названием «Наш выбор» началась в 12:00 и прошла от театра «Дайлес» до памятника Райнису на Эспланаде. Некоторые из участников несли в руках латвийские и российские флаги и плакаты с надписями «Руки прочь от наших школ» на русском и латышском языках. В конечной точке, у памятника Райнису, прошел митинг.
За порядком на мероприятии следили десятки полицейских. Шествие прошло спокойно.
По заявлению представителей РСЛ, полный перевод обучения на латышский язык приведет не только к существенному понижению уровня знаний и увеличению стресса у детей, но к уменьшению интереса школьников к учебе. По мнению союза, настоящей целью реформы образования в Латвии является «полная деградация и ассимиляция русского общества». В РСЛ также отмечают, что реформа может обострить межэтнические конфликты в обществе.
В шествии приняли участие люди, не согласные с поправками к закону об образовании и к закону о всеобщем образовании, которые латвийский сейм принял в окончательном чтении 22 марта.
В соответствии с данными нововведениями, с 2019-2020 учебного года в средней школе в школах нацменьшинств начнется постепенный переход к обучению на латышском языке. Планируется, что он должен быть завершен в 2021/2022 учебном году. За такие поправки проголосовали 58 депутатов, против – 18.
Согласно законопроекту, в начальной школе (с первого по шестой классы) билингвальное обучение осуществляется по трем моделям. После этого, на завершающем этапе основного образования (с седьмого по девятый классы) 80% учебного процесса должно обеспечиваться на государственном языке. И уже в средней школе (с 10 по 12 классы) – школьники должны учиться исключительно на латышском языке. Отмечается, что переход к такой системе будет обеспечиваться постепенно.
Внесение соответствующих изменений инициировал министр образования Карлис Шадурскис в начале октября прошлого года. Сразу после этого начались первые протесты против реформы. РСЛ, штаб защиты русских школ и отдельные депутаты «Согласия» отстаивали сохранение билингвального образования. В свою поддержку они за короткое время собрали более десяти тыс. подписей, но, несмотря на это, в феврале этого года правительство все же передало поправки в Сейм.
Отметим, что в Латвии проживают примерно два миллиона человек, около 40 % из которых – русскоязычные. Латышский при этом единственный язык, который является государственным. Русский имеет статус иностранного.
Перевод всех русских школ Латвии на латышский язык обучения поддержал бывший премьер-министр России Михаил Касьянов. По его мнению, это имеет под собой обоснование. «Латвия — независимое, самостоятельное государство. Это не федеративное, а унитарное государство. Поэтому естественно, что обучение должно проходить на государственном языке. Но есть одна проблема, о которой мне говорили: недостаточно персонала, чтобы переводить преподавание всех предметов на латышский язык обучения. Я могу ошибаться, конечно, но мне кажется, к этому еще не готовы. Но концептуально подход обоснован», — сказал Касьянов латвийской радиостанции Baltkom.
Посол РФ в Латвии Евгений Лукьянов в связи с принятием в Латвии такого решения заявил, что Россия может рассмотреть вопрос об открытии общеобразовательных учреждений, которые будут работать по программам российского Минобразования, при посольстве и консульствах.
В свою очередь, министр образования Латвии Карлис Шадурскис отметил, что русские школы в стране незаконны. «Создание русских школ в Латвии — всего лишь фантазия Лукьянова, не имеющая под собой правовой основы», — подчеркнул Шадурскис.
Он объяснил, что в стране невозможно открыть школу, образовательная программа которой не соответствует правительственным стандартам. Это относится как к государственным, так и к частным образовательным учреждениям.
«С интересом ознакомились с высказыванием министра образования Латвии К. Шадурскиса относительно возможного открытия в Латвии русской школы при Посольстве. Такие посольские школы успешно функционируют в более чем 70 странах мира, в том числе и в соседних с Латвией Финляндии и Швеции. Также хотели бы напомнить, что при Посольстве Латвийской Республики в Москве действует латышская воскресная школа, работу которой курирует только латвийская сторона.
Возникает вопрос — о каких «фантазиях» говорит К. Шадурскис, если решение об организации русской школы в принадлежащем Российской Федерации здании является исключительно прерогативой нашей страны?
«Принцип экстерриториальности» пока еще никто не отменял. См. Венская конвенция 1961 г», — написали на официальной странице российского посольства в фейсбуке.