«У вас будет уникальное предприятие, — сказал Путин во время общения с рабочими завода. — Док сухой - 500 м. Такого вообще нет в стране! Да и в мире-то - по пальцам пересчитать, где такие есть. Здесь будут средние и крупные гражданские суда строиться, таких в России еще не строили никогда».
Путин отметил, что «это такой большой, крупный, общенациональный проект, даже не дальневосточный». «В этом смысле вам повезло, что вы работаете на таком предприятии», — заявил он, обращаясь к рабочим судоверфи.
Судостроительный комплекс (ССК) «Звезда» создается в расположенном в Приморском крае городе Большой Камень консорциумом в составе «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка. После полного ввода в эксплуатацию «Звезда» станет первой в России верфью крупнотоннажного судостроения. В линейку «Звезды» войдут суда водоизмещением до 350 тыс. т, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники.
«Главное, конечно, чтобы на предприятии своевременно решались социальные вопросы, чтобы жилье строилось, детские сады, школы и так далее. И это тоже предусмотрено», - цитирует ТАСС Путина, который в режиме видеоконференции также принял участие в церемонии заливки первого кубометра бетона на строительстве сухого дока на судостроительном заводе «Звезда».
Глава «Роснефти» Игорь Сечин рассказал президенту, что сухой док на «Звезде» планируется построить в рекордно короткие сроки: объект будет сдан на три года раньше – уже в 2020 году.
«Ранее по графику планировалась сдать объект в 2023 году. Сегодня работы идут полным ходом, мы намерены значительно сократить сроки строительства и сдать сухой док в эксплуатацию уже в 2020 году», — отметил Сечин.
По его словам, док представляет собой сложное гидротехническое сооружение размерами 485 на 114 на 14 метров. «Его параметры позволят строить все существующие и перспективные суда практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов, в том числе крупнейший арктический танкер-газовоз, разработанный для работы на Северном морском пути в рамках проекта «Арктик СПГ», буровые суда высокого ледового класса, атомные ледоколы «Лидер», морскую технику и другие уникальные суда», — цитирует Сечина РИА «Новости».
Сечин добавил, что для сухого дока в настоящее время ведется изготовление еще одного крана «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, а также изготавливаются батопорт (гидротехнический затвор) и башенные краны. В июне 2019 года это оборудование будет поставлено на строительную площадку для монтажа. Сооружение основных достроечных цехов сухого дока также начнется раньше графика, в 2019 году, заверил глава «Роснефти».
Кроме того, в рамках договоренностей, заключенных на проходящем с 11 по 13 сентября во Владивостоке Восточном экономическом форуме, «Звезда» продолжила наращивать портфель заказов.
Так, «Роснефть», СКК «Звезда», ВЭБ-Лизинг и Совкомфлот подписали соглашения по строительству двух танкеров типа «Афрамакс» дедвейтом 114 тыс. тоонн с последующим фрахтованием. В результате портфель заказов ССК «Звезда» на танкеры этого типа увеличился до 12 единиц, и это крупнейший за последнее время серийный заказ на российских верфях.
Танкеры будут спущены на воду в 2022 году и будут эксплуатироваться под флагом России. Они представляют собой суда нового типа, работающие на газомоторном топливе и соответствующие новым правилам по ограничению выбросов оксидов серы и парниковых газов в бассейне Балтийского и Северного морей, которые будут введены с 2020 года, что позволит использовать эти суда в зонах новых экологических ограничений, например в морях, омывающих Европу.
Всего же производственная программа «Звезды» насчитывает до 2015 года 178 единиц судов и морской техники различных типов.
С развитием судоверфи «Звезда» у нас фактически создается новая отрасль промышленности – тяжелое судостроение, - говорит член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев.- Конечно, у нас всегда строили большие суда, в том числе и атомные ледоколы; очень много было судов ледового класса. Но все же большую часть техники, которая эксплуатируется в арктическом регионе, строили за рубежом».
Как и Южная Корея в свое время мы создаем свое тяжелое судостроение с нуля, отмечает эксперт. «У южнокорейцев главной «фишкой» стали газовозы – танкеры для переводки сжиженного природного газа, и они сейчас - номер один на мировом рынке строительства газовозов. У нас, конечно, направленность будет несколько другой, — констатирует Танкаев. — Мы будем строить газовозы, но, думаю, в первую очередь, «Звезда» сделает ставку на линейку судов и платформ для освоения арктического региона и Северного морского пути».
По словам, Танкаева, деятельность «Звезды» окажет позитивное влияние на экономику как региона, так и страны в целом.
«Около верфи растёт город: объемы производства огромны, и количество людей, которые будут в нем задействованы, тоже очень велико. Предполагается серьезное развитие инфраструктуры: железнодорожного сообщения и автомобильных дорог», — подчеркнул он.
«Будет развиваться технологическая и научная база, потому что без этого новые технологии просто не создашь. В итоге, изменится отношение к самому региону, который займёт лидерские позиции в научно-производственной сфере. А это, безусловно, должно привлечь и молодежь, и деньги, и иностранных специалистов. Таким образом, комплекс «Звезда» постепенно становится локомотивом для нашей экономики», — заметил Танкаев.
Якорным заказчиком для верфи станет «Роснефть», заявил вице-президент НК по энергетике, локализации и инновациям Андрей Шишкин.
«На сегодняшний день мы полностью обеспечили портфель заказов «Звезды», который составляет 26 судов. Сформирован он за последние полтора года. Для сравнения портфель заказов на одной из крупнейших судоверфей мира Samsung Heavy Industries составил в этом году 31 судно», — отметил он в интервью «Российской газете».
«Я очень доверяю «Роснефти», — отметил в свою очередь ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников. — Проект за который берется «Роснефть» будет реализован и не посто реализован, а достойно реализован. Поэтому, я считаю, что эта верфь будет конкурентно способна. Строить суда мы давно и умели и умеем».
«Главная проблема, которая была до сих пор - это сами корпуса мы построим, а вот палубные механизмы, вспомогательные механизмы, так как суда строятся небольшими сериями, то этих вещей не хватает, — пояснил Барышников. — Как раз такие крупные корпорации как «Роснефть» смогут выстроить все правильно. Сделать цех и такой продукции, она тоже окупится но будет загружать и другие производства».