Официальный представитель МИД России Мария Захарова опровергла заявление руководителя медиа-проекта «Центр управления расследованиями», экс-главы «ЮКОСа» Михаила Ходорковского о компенсации им затрат, понесенных Францией на транспортировку из Центральноафриканской Республики тел трех убитых российских журналистов.
«К сожалению, цепочка разоблачений, высветившая неприглядную роль ЦУР, никого ничему не научила. Так, Ходорковский написал, что он компенсировал посольству Франции затраты на транспортировку тел российских журналистов из ЦАР. Очередное безответственное заявление», — написала дипломат в фейсбуке.
Она добавила, что все расходы взяло на себя российское диппредставительство.
«По моей информации, по линии Ходорковского были возвращены деньги за два гроба, предоставленные посольством Франции — они у них физически были в наличии. Что касается непосредственно транспортировки тел, то ее оплатил не Ходорковский и не его структуры. Деньги нашло наше посольство», — пояснила представитель российского внешнеполитического ведомства.
По ее словам, вся сумма затрат составила более $20 тыс., а экс-олигарх постфактум компенсировал €3 тыс.
«Когда мы занимались отправкой тел, мне звонили родственники с вопросом «почему те, кто отправил их близких в ЦАР, не оплачивают необходимые расходы».
Я говорила, что сейчас не время выяснять отношения и, учитывая масштаб трагедии, российское посольство найдет деньги, независимо от того, кто должен был бы в этой ситуации оплачивать транспортировку тел. Важен был фактор времени», — рассказала Захарова.
Дипломат также подчеркнула, что никто не собирался поднимать вообще тему денег на фоне трагедии – но причиной скандала стал Ходорковский.
«Мне позвонили родственники и после похорон. Благодарили за помощь наших дипломатов. Это, наверное, один из самых важных звонков в моей профессиональной жизни. И я не стала бы эту тему вскрывать. Заплатили, и все. Но свежие «откровения о французском посольстве и оплате транспортировки» не оставили другого выхода. Потому что есть предел», — призналась представитель МИД России.
Она также намекнула на богатое событиями прошлое Ходорковского в 90-е годы.
«Бизнес модель 90-х «фирма-однодневка» жива. А журналисты нет. После публикации переписки ЦУР с журналистами стала очевидна степень безответственности, лжи и лицемерия», — написала дипломат.
Во вторник, 31 июля, в ЦУР получили информацию, что российские журналист Орхан Джемаль, кинорежиссер Александр Расторгуев и оператор Кирилл Радченко были убиты в ЦАР, где они находились для съемок материала о частной военной компании Вагнера (деятельность ЧВК запрещена в РФ на законодательном уровне, а участие в них влечет уголовное преследование).
Тела мужчин были обнаружены в 24 км от населенного пункта Сибю. 7 августа в Москве прошли церемонии прощания с погибшими. По предварительной версии, группа россиян попала в засаду местных боевиков, репортеры были расстреляны на месте, передает НСН.
Вскоре была опубликована переписка Джемаля, Расторгуева и Радченко с координаторами из ЦУР. Из нее становится ясно, что у организаторов не было четкого плана командировки в ЦАР, а безопасность журналистов, которым приходилось разбираться со всеми проблемами на месте, с самого начала была под угрозой. Переписку россиян в мессенджере Telegram разместило агентство ФАН. Ее подлинность подтвердил агентству глава ЦУР Андрей Коняхин.
В переписке Расторгуев написал, что ЦАР — крайне опасная страна, и для передвижения требуется вооруженная охрана.
«В стране постоянно случаются стычки органов правопорядка с вооруженными группировками повстанцев и бандитских групп. На востоке страны власти вообще не контролируют ситуацию. Для передвижения по стране лучше всего арендовать джип с водителем и вооруженной охраной», — указал он.
Коняхин отреагировал на это одним словом: «Жуть». Более вопрос безопасности в чате не поднимался и охрану журналистам так и не выделили. За этой трагедией последовало увольнение сначала Коняхина, а затем и прекращение деятельности ЦУР – об этом заявил Ходорковский.