Организаторы форума, прикрывшие тканью две обнаженные статуи на входе в Новосибирский университет архитектуры, дизайна и искусств (НГУАДИ), «переусердствовали», считают в Русской православной церкви. Глава синодального отдела по взаимоотношению церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, комментируя новость, вспомнил пословицу «пошли дурака молиться, он и лоб расшибет».
«А в музеях мира тоже надо статуи накрывать, когда туда представители духовенства приходят на экскурсии?
И, кстати, почему только духовенство? Мирянам, значит, можно?» — удивился представитель РПЦ.
В четверг, 23 августа в НГУАДИ в рамках форума «Новосибирск — город безграничных возможностей» состоялся семинар о доступности храмов для маломобильных граждан, в котором участвовали в том числе православные священнослужители. Один из посетителей мероприятия заметил и сфотографировал скульптуры обнаженных мужчины и женщины, которых закрыли тканью, закрепив ее канцелярскими зажимами. По его словам, это было сделано для того, чтобы не ранить чувства священнослужителей.
Новость быстро распространилась в соцсетях и СМИ. В Новосибирском университете сообщили, что решение прикрыть статуи принимали не представители вуза, поскольку НГУАДИ лишь предоставлял площадку для проведения круглого стола.
«Вероятно, такое решение приняла служба протокола городского форума. Но это было очень недолго и незаметно.
Возможно, кто-то обратил внимание, что может это не совсем уместный вид, потому что здесь ходят люди в рясах…»,
— передает РИА «Новости» слова представителя вуза.
Сами православные служители по-разному отреагировали на новость.Так, священник Всеволод Чаплин одобрил действия участников мероприятия. Он заявил, что культ обнаженного тела должен считаться в современном обществе постыдным, поскольку «это варварство». Почитание наготы было распространено среди язычников, напомнил он.
«Возрождение привело Европу, а потом и другие части света, к постепенному моральному и политическому самоубийству. Не имеет смысла возвращаться к культу обнаженного тела, царившему тогда», — рассказал Чаплин изданию ФАН.
Протодиакон Андрей Кураев раскритиковал не эпоху Возрождения, а самих священнослужителей, которые одобрили подобную акцию на светском мероприятии.
По его словам, монаху, которого «смущают языческие обнаженные скульптуры, срочно надо прийти на исповедь».
Такая реакция означает, что человек слишком остро реагирует на любые эротические намеки и «готов мысленно совокупляться даже с камешком», считает Кураев.
Он также отметил, что подобное поведение монахов не должна приводить к цензуре. «Это их проблемы, которые они носят с собой», — отметил протодиакон.
С тем, что обнаженные скульптуры не могли оскорбить священнослужителей, согласен и председатель «Союза православных граждан» Валентин Лебедев.
«В истории последних 200-300 лет церкви, со времени Петра I, когда античное искусство вошло в обиход наших дворцов и музеев, мы никогда не наблюдали оскорбления православных священнослужителей подобными скульптурами», — рассказал он «Газете.Ru».
Лебедев обратил внимание на то, что эти статуи представляли высокую эротику.
«В Англии есть законодательное положение о том, что эротика может быть пристойной, то есть имеющей отношение к высокому искусству, или непристойной», — пояснил он.
На использование и распространение последней налагаются ограничения: запрещается продажа печатных изданий на близком расстоянии от детских учебных заведений и церквей, трансляция по телевизору до определенного часа. При этом на высокую эротику, которая выставляется в музеях, учебных заведениях и дворцах, подобные ограничения не распространяются, говорит Лебедев.
По словам эксперта, в российском обществе даже на законодательном уровне отсутствует это разделение.
Кроме того, россияне — как верующие, так и неверующие — крайне мало знакомы с церковной жизнью, бытом, историей и «уж тем более богословием», сетует эксперт.
Именно из-за этого часто происходят «кощунственные деяния», которые подпадают под статью «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» (ст. 148 УК РФ), или, по характеристике Лебедева, «различные благоглупости».
Он также обращает внимание на то, что в обществе и СМИ эти различные по своей тяжести поступки часто смешиваются, и мало кто разбирается, были задеты чувства верующих на самом деле или нет. В качестве прямого оскорбления он приводит в пример направление в современном искусстве — акции, которые проводятся в церквях и храмах, например, выступление Pussy Riot на алтаре храма Христа Спасителя.
«В этом случае сопротивление в рамках закона со стороны верующих людей совершенно справедливо, и оно не может ни у кого вызвать отрицательных чувств по отношению к церкви. Если же речь идет о часто надуманных историях (таких, как случай с обнаженными скульптурами), то это может вызвать только смех», — уверен Лебедев.
К слову, скульптуры «одевают» на время визита священнослужителей и религиозных деятелей уже не в первый раз и не только в России.
В прошлом году власти индонезийской столицы Джакарты мучительно решали вопрос о том, стоит ли прикрывать обнаженные статуи индуистских богов на время поездки по стране короля Саудовской Аравии. Правда, там эту проблему решили более элегантно, чем в Новосибирске, —
все скульптуры, которые могли смутить высокого гостя, закрыли кадками с пальмами и роскошными гирляндами цветов.
А вот губернатор острова Бали, которого король со своей свитой из 1,5 тыс. человек решил посетить, отказался изменять местным традициям и драпировать изображения обнаженных богов и людей. К тому же, как сообщил официальный представитель губернатора, окружение саудовского монарха с соответствующей просьбой не обращалось.
Однако короля страны, где государственной религией является ислам, это совершенно не возмутило, более того, он продлил свое пребывание на острове на несколько дней.
В январе 2016 года власти Италии «перестарались» при подготовке совместного выступления премьер-министра страны Маттео Ренци и иранского президента Хасана Роухани в Капитолийском музее. Все античные скульптуры, изображавшие нагих людей, были прикрыты. Этот жест, однако, не оценили не только в Италии, но и в Иране, где посчитали, что организаторы выбрали крайне глупый способ выразить уважение президенту.