Следственный комитет России совершил прорыв в расследовании гибели последнего русского императора Николая II и членов семьи Романовых, расстрелянных большевиками в 1918 году.
По словам официального представителя СКР Светланы Петренко, благодаря комплексным молекулярно-генетическим экспертизам подлинность обнаруженных под Екатеринбургом останков подтверждается — они действительно принадлежат царю, его супруге, четырем дочерям и сыну.
Кроме того, из обнаруженных 11 останков пять принадлежат ближайшему окружению императорской семьи.
Установить соответствие СКР удалось после сопоставления генетических профилей костных останков и образцов, взятых у потомков семейства Романовых — как по материнской, так и по отцовской линиям.
Эту гипотезу подтверждает и сравнение останков последнего русского императора с останками его отца – Александра III. Для этого в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга даже производили эксгумацию царя-миротворца. Подтверждено, что Николай и Александр «являются родственниками на уровне отец-сын», отметили в ведомстве.
Окончательно уголовное дело об убийстве царской семьи в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге будет завершено после того, как СКР получит данные последних четырех экспертиз. В их числе — результаты исследования документов из хранящихся за рубежом архивов.
Кроме того, проводятся две повторные комиссионные медицинско-антропологические экспертизы и автороведческая. Петренко отметила, что к расследованию привлечены видные ученые, сейчас они систематизируют и изучают порядка 2 тыс. архивных документов — многие из них никем раньше не исследовались.
Как сообщает НСН, расследование убийства царской семьи было начато 25 лет назад — после обнаружения близ Екатеринбурга человеческих останков. Предположительно, они принадлежали Николаю II, императрице Александре Федоровне, их детям — великим княжнам Ольге, Татьяне, Анастасии, и ближайшей свите — лейб-медику Евгению Боткину, комнатной девушке дворянке Анне Демидовой, повару Ивану Харитонову и камердинеру Алексею Труппу.
В 1998 году расследование завершилось «в связи со смертью лиц, совершивших преступление». В июле 2007 года расследование возобновили — были найдены останки, принадлежавшие цесаревичу Алексею и его сестре Марии. Их тела были найдены к югу от места обнаружения первых останков.
Расследование было вновь прекращено, и снова возобновилось в 2015 году для проведения дополнительных исследований по инициативе межведомственной рабочей группы Русской православной церкви.
Кроме генетико-молекулярного исследования и сопоставления образцов костного материала с останками сестры императрицы Александры Федоровны — великой княгини Елизаветы Федоровны, похороненной в Иерусалиме, сравнивались результаты изучения образцов крови на мундире Александра II, убитого террористами-народовольцами.
Более того, после 2011 года было решено изучить обнаруженные лишь тогда результаты следствия 1918-1924 годов, проводившегося белогвардейскими следователями А.Ф. Кирстой и Н.А. Соколовым.
В октябре 2011 года следователь Владимир Соловьев передал представителям дома Романовых постановление о прекращении расследования дела. В официальном заключении Следственного комитета России, оглашенном в октябре 2011 года, указывалось, что следствие не располагает документальными доказательствами причастности лидера большевиков Владимира Ленина либо кого-то другого из высшего руководства большевиков к расстрелу царской семьи.
Однако специалисты сейчас указывают на несостоятельность выводов о якобы непричастности лидеров большевиков к убийству, поскольку в современных архивах нет документов прямого действия. Это связано с тем, что Ульянов-Ленин практиковал личное принятие и отдачу самых радикальных распоряжений на места втайне и с соблюдением конспирации.