Российский летчик Константин Ярошенко, приговоренный в 2011 году Окружным судом по Южному округу штата Нью-Йорк к 20 годам заключения за подготовку контрабанды партии кокаина весом около 4 тонн на сумму свыше $100 млн из Либерии в США, пожаловался на условия содержания в письме уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой.
«Я бы очень хотел, чтобы состоялся настоящий судебный процесс с озвучиванием всего происходящего в то время со мной и вокруг меня, а не так, как проходил «демократический, открытый, честный» суд в США», — приводит РИА «Новости» текст письма, предоставленного пресс-секретарем омбудсмена.
Как пишет Ярошенко, ему запретили упоминать в американском суде о похищении, пытках и других «серьезных вещах», которые, по его словам, власти США пытаются утаить от огласки. Он также указал, что американские агенты по непосредственному приказу властей США похитили и удерживали его с 28 мая 2010 года. По словам летчика, его пытали, избивали и проводили «допрос с пристрастием».
«Я уже много лет прошу, основываясь на правилах Бюро тюрем по оказанию стоматологической помощи, чтобы мне вставили выбитые агентами США при проведении пыток и потерянные в результате неоказания требуемой помощи и скудного питания зубы, импланты или съемные протезы. Жевать нечем», — рассказал российский гражданин.
В прошлом месяце 49-летнего осужденного перевели в другую тюрьму, передает ФАН.
«Со слов Константина Ярошенко, 12-го июня ему сообщили о переводе в тюрьму «Данбери» (штат Коннектикут). Как сообщил летчик, тюремный персонал встретил его приветливо, хотя условия содержания оказались несколько хуже, чем в тюрьме «Форт Дикс»:
камера на 120 человек, двухъярусные железные кровати, жесткие матрасы, подушек нет», — сообщало генеральное консульство РФ в Вашингтоне.
Тогда же посольство России в США заявило, что американские власти не имеют морального права требовать от Москвы освободить заключенных в российские тюрьмы — поскольку Вашингтон «ведет охоту за россиянами в третьих странах», оправдываясь «борьбой за демократию».
Это стало ответом на слова главы пресс-службы госдепартамента США Хизер Науэрт о том, что в тюрьмах России «содержатся под стражей более 150 политических заключенных и узников совести». В их числе представитель американского внешнеполитического ведомства назвала Олега Сенцова, Станислава Клыха, Александра Шумкова, Владимира Балуха, правозащитника Оюба Титиева и иеговиста Денниса Кристенсена.
В мае нынешнего года Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека обратился послу США в Москве Джону Хантсману с просьбой о защите прав Ярошенко.
Как отметили в Совете, сам осужденный пожаловался на администрацию тюрьмы, где он содержался. Российский летчик сообщил об ужесточении условий содержания, а также об угрозах и оскорблениях в свой адрес со стороны сотрудников пенитенциарного учреждения.
Совет по правам человека при президенте РФ выразил серьезную обеспокоенность таким положением дел и призвал Ханстмана поспособствовать принятию срочных мер по защите прав заключенного россиянина, передает НСН.
В июле 2017 года Ярошенко написал письмо президенту России Владимиру Путину с просьбой помочь ему вернуться на родину. По словам представителя российского лидера Дмитрия Пескова, Путину было доложено о послании.
Чуть ранее официальный представитель МИДа Мария Захарова сообщила, что личный контроль за ситуацией с Ярошенко осуществляет глава ведомства Сергей Лавров.
«Этот вопрос рассматривается самым пристальным образом с задействованием всего арсенала дипломатических средств. Я могу сказать, что этот вопрос находится на личном контроле у Сергея Лаврова, причем не от времени к времени, а постоянно, с самого начала», — сказала дипломат.
В марте 2013 года суд в Нью-Йорке приговорил к 12 годам заключения 48-летнего уроженца Колумбии Марселя Асеведо Сармьенто за контрабанду наркотиков. Колумбиец проходил по одному делу с Ярошенко.
По данным следствия, он был главным поставщиком кокаина из Южной Америки в Западную Африку. На суде прокуратура представила запись телефонного разговора, в котором Сармьенто в мае 2010 года проводил переговоры по поставке более двух тонн кокаина из Венесуэлы в Либерию со своим «партнером».
На самом деле этот «партнер» оказался тайным осведомителем американского управления по борьбе с наркотиками. Вскоре Сармьенто был задержан в Колумбии, а осенью 2011 года был экстрадирован в США. В апреле 2012 года стало известно, что обвиняемый признал свою вину.